Срок жизни автомобильного свинцово-кислотного аккумулятора недолог – обычно 3..5 лет. А стоит он недешево. Поэтому у владельцев возникает логичное желание восстановить неисправный аккумулятор автомобиля. В некоторых случаях починить АКБ вполне реально.
- Какие аккумуляторы можно оживить
- Возможные причины выхода из строя и способы их ремонта
- Механические повреждения
- Повреждения корпуса
- Повреждение клемм
- Структурные повреждения
- Внутренний обрыв
- Замыкание пластин
- Сульфатация пластин
- Можно ли разобрать и восстановить необслуживаемый аккумулятор
- Как реанимировать автомобильный аккумулятор после глубокой разрядки
- Советы по эксплуатации
- Видео
Какие аккумуляторы можно оживить
Оживить можно аккумуляторы, в которых относительно цела активная часть. В процессе эксплуатации пластины подвергаются коррозии, обмазка по этой (и другим причинам) осыпается. Если емкость потеряна из-за этого, батарею восстановить будет очень трудно. Можно, конечно, из двух или трех АКБ сделать одну, отобрав более-менее рабочие пластины и переупаковав аккумулятор, но трудоемкость операций будет очень высока, а вероятность успеха низка – собрать батарею с нужными зазорами сложно.
Поэтому браться за ремонт надо лишь в тех случаях, когда АКБ не полностью изношен. И даже в этом случае надо осознавать, что восстановить аккумулятор со стопроцентной гарантией не получится.
Возможные причины выхода из строя и способы их ремонта
Причины, по которым становится необходимым ремонт неисправной АКБ, могут быть разными. Одни связаны с естественным износом, другие – следствие небрежного отношения к аккумулятору. Способ восстановления работоспособности зависит от характера проблемы. Во многих случаях реанимировать источник автомобильного питания можно в домашних условиях.
Механические повреждения
Механические повреждения обычно возникают при небрежной транспортировке АКБ, в том числе, у продавца.
Повреждения корпуса
При падении аккумулятора или при ударах по нему на его корпусе могут возникнуть трещины или даже проломы. Через них может вытечь электролит, даже – со временем – через самую маленькую щель. Поэтому при покупке батарею надо осмотреть. При обнаружении течей – реальных и потенциальных – от приобретения лучше отказаться.
Если пролом возник во время эксплуатации, его можно попробовать устранить. Латать клеем – не лучший вариант:
- корпус аккумуляторов делают из пластиков, для которых требуются специальные клеевые составы (некоторые пластики не клеятся принципиально, например, полиэтилен);
- при тряске во время движения все равно есть шанс расхождения клеевого шва.
Единственный надежный способ – сварка. Для заплатки надо взять кусочек того же пластика, из которого изготовлен корпус АКБ. Удобно использовать кусочек пылезащитного кожуха или ручки для переноски.
Приваривать заплатку можно мощным паяльником, но лучше – строительным феном, так эффективнее и глубже прогрев. По окончании процесса можно зачистить место сварки – в эстетических целях.
Повреждение клемм
Иногда при падении повреждается клемма. Или отгорает при ненадежном контакте.
Если повреждения и раковины небольшие, их можно заполнить обычным припоем (например, ПОС-60). Потребуется паяльник мощностью не менее 100 ватт, паяльный жир и собственно припой. Еще надо сделать формочку, которая надевается на вывод. Для нее подойдет любой тонкий листовой металл (например, от консервной банки). Форма надевается на остаток клеммы, в нее засыпаются кусочки паяльного жира (можно и канифоли), кусочки припоя – и все это прогревается паяльником. Потом форму надо снять и доработать клемму напильником.
Если повреждения велики, контактный узел придется практически отливать заново. Для этого нужен ответный зажим для клемм АКБ. Он задаст диаметр формы для отливки.
Затем форму надо установить на остаток клеммы. В заранее подготовленной посуде надо расплавить свинцово-оловянный припой (лучше ПОС-30, он прочнее механически). Припой заливается в форму, в которую предварительно можно положить немного флюса.
После остывания и снятия формы клемму также надо доработать напильником.
Структурные повреждения
Внутренние повреждения, возникшие в процессе эксплуатации, обычно требуют разборки батареи. Но в некоторых случаях без этого можно обойтись.
Внутренний обрыв
Обрыв цепи чаще всего происходит в аккумуляторах устаревшего типа. С другой стороны, это является благом, так как они имеют разборную конструкцию, и не надо вскрывать корпус, чтобы найти место дефекта. В современных АКБ это надо будет сделать обязательно.
Обрыв чаще всего происходит из-за естественной коррозии в месте крепления пластин. Дефектную секцию надо отсоединить от батареи, отрезав перемычки и извлечь блок пластин. Восстанавливается соединение пайкой, которая производится с помощью паяльника, мощностью не менее 100 ватт (лучше 200). Паять надо с использованием канифольного флюса и припоя из чистого свинца – оловосодержащие припои неприемлемы.
Замыкание пластин
Этот дефект чаще всего возникает в двух случаях:
- при вырастании слоя осадка на дне банки до уровня нижней кромки пластин;
- при выпадении кусочка свинца (в результате коррозии участка вокруг) и застревании его между пластинами.
Еще один случай – образование проводящих наростов внутри корпуса. Все варианты означают определенную степень износа, сопровождающуюся потерей емкости всей АКБ. А вычислить замыкание можно измерением напряжения на каждом элементе – если есть замкнувшиеся пластины, напряжение на банке будет равно нулю. Также надо обратить внимание – под нагрузкой такая банка будет заметно нагреваться.
Первое, что надо сделать – слить электролит и промыть банку дистиллированной водой. Если дело в осадке, то он удалится, и батарея заработает вновь после заливки свежего электролита.
Если не помогло, придется разбирать элемент. Надо последовательно:
- слить электролит из дефектной секции;
- разрезать пластик;
- отрезать перемычки к соседним банкам;
- извлечь пакет пластин и промыть его водой;
- отыскать замкнутую пару;
- удалить причину, вызвавшую замыкание.
Собирается секция в обратном порядке. Разделенные перемычки припаиваются мощным паяльником, разрезанный корпус восстанавливается с помощью клея. Дальше заливается электролит и батарея заряжается обычным способом.
Можно попытаться восстановить АКБ и без разборки – попробовать выжечь место замыкания с помощью сварочного аппарата постоянного тока. Этот метод применим, если есть возможность разъединить банки. Но этот способ рискованный, и его можно применять в качестве метода последней надежды.
Этот метод очень опасный, лучше его не применять. Но если решение принято, надо отнести АКБ как можно дальше от сварочника, надеть защитную спецодежду и очки – процесс может привести к взрыву.
Сульфатация пластин
Сульфатация – покрытие пластин слоем сульфата свинца – является естественным последствием химических реакций, происходящих в свинцово-кислотном аккумуляторе при последовательных зарядах и разрядах.
В процессе нормальной эксплуатации кристаллы сернокислого свинца образуются при разряде и практически полностью растворяются при разряде. Если стандартный ход химических реакций нарушен, то осаждение сульфата преобладает над растворением, поэтому слой кристаллов нарастает, перекрывая часть поверхности пластин. Кроме того, на образование сернокислого свинца уходит часть серной кислоты, поэтому плотность электролита при этом снижается. Реакции идут нештатно при нарушении условий работы:
- эксплуатация при низких температурах (ниже -10 градусов);
- эксплуатация при высоких температурах;
- повышенная плотность электролита;
- глубокий разряд АКБ (например, вследствие длительного хранения за счет токов саморазряда).
У гелевых батарей и аккумуляторов, изготовленных по технологии AGM, склонность с образованию сульфатного слоя намного ниже, но полностью не исключена.
Заподозрить появление слоя сульфата можно по заметному снижению емкости АКБ (например, по резкому уменьшению времени зарядки от стороннего ЗУ). Убедиться можно, вывернув пробки и осмотрев пластины. Если они покрыты белесым слоем (иногда налет «вылезает» и на клеммы), значит, пришло время проводить десульфатацию. Делать это можно несколькими способами:
- электрохимическим;
- химическим;
- механическим.
Электрохимический метод удаления кристаллов подразумевает зарядку в особом режиме, способствующем растворению сернокислого свинца. Проще всего это сделать, если есть зарядное устройство, в котором этот режим предусмотрен – выдерживать цикл вручную в течение суток практически невозможно (например, 40 секунд зарядки током 4-5 А, 20 секунд разрядки током 1 А).
Другой электрохимический способ ремонта АКБ, не требующий настолько пристального контроля – слить электролит и залить внутрь дистиллированную воду (лучше несколько раз, чтобы промыть осадок и рыхлую часть сульфатного покрытия). Потом заряжать аккумулятор в режиме стабильного тока, не превышающего 0,5 А. Для этого понадобится ЗУ с возможностью ручной регулировки напряжения. В начале процесса он будет около нуля, к батарее надо приложить напряжение около 16 вольт. Кристаллы постепенно начнут растворяться с образованием серной кислоты. Ток будет возрастать, и надо постепенно уменьшать напряжение, чтобы не выйти за границы 0,5 А.
Эта процедура должна длиться так, чтобы аккумулятор получил заряд, соответствующий полной емкости. Так, для АКБ 55 А*ч при токе в пол ампера потребуется 110 часов времени. Потом процесс надо будет прекратить и довести плотность электролита до обычной.
Удалить слой сульфатов можно химическим способом. Он состоит в растворении кристаллов некоторыми веществами, наиболее известный и доступный из которых – «Трилон Б». Для очистки батареи надо сначала приготовить раствор активного вещества согласно инструкции.
Раствор надо готовить в химически нейтральной посуде (пластиковой, стеклянной) – вещество вступает в реакцию с металлом.
Затем надо слить электролит из всех элементов АКБ. Потом можно промыть каждую банку (один раз или несколько) дистиллированной водой для удаления твердого шлама, и , не дожидаясь, пока пластины высохнут, залить внутрь раствор «Трилона Б» не более, чем на час. за это время пройдет химическая реакция с выделением тепла и газов. Возможно выплескивание раствора! По окончании процесса надо снова несколько раз промыть внутреннюю часть банок дистиллированной водой и залить электролит нормальной плотности.
Также в интернете можно найти экзотические способы удаления отложений – например, механический. Для этого надо вскрыть банки, разобрать пластины и удалить образовавшийся слой с помощью инструментов. Самое сложное в данном методе – обратная сборка. Пластины надо собрать так, чтобы не нарушить ширину зазоров (иначе они просто не уместятся обратно) и между ними не возникло замыкания. Это непросто, поэтому эти методом лучше пользоваться тогда, когда другие способы отремонтировать АКБ невозможны или не дали результата.
Можно ли разобрать и восстановить необслуживаемый аккумулятор
«Aliena nobis, nostra aliis» — Ежели один человек построил,
другой завсегда разобрать сможет.
(С)Кинофильм «Формула любви».
Некоторые изготовителя делают свои батареи необслуживаемыми – электролит заливается на заводе и банки герметично закрываются. Но если такой АКБ вышел из строя (или надо извлечь свинец для бытовых нужд), его корпус придется вскрыть. Это несложно – батареи делают из пластика. Но надо соблюдать меры предосторожности – возможно вытекание или разбрызгивание электролита. Как минимум должны применяться защитные очки для глаз и перчатки для кожи рук.
Действия пользователя зависят от цели. Если надо провести замеры электролита, можно просто просверлить отверстия в крышке для каждой банки. Надо найти места запрессовки пробок – как правило, их видно. Сверлить можно прямо по ним.
Если надо получить доступ к пластинам, придется снять лабиринтные уплотнения, которые улавливают испарения электролита. Крышку придется срезать – ножом или ножовкой по металлу. После этого батарея бесповоротно превращается в обслуживаемую и начинает требовать к себе повышенного внимания во время эксплуатации.
Если же просто нужен свинец, надо сделать отверстия для слива электролита, удалить его и разрезать корпус в любом удобном месте.
Как реанимировать автомобильный аккумулятор после глубокой разрядки
Глубоко разряженный аккумулятор в большинстве случаев требует замены. Особенно, если он в таком виде постоял в машине или гараже при отрицательных температурах (ниже минус 10 градусов). Но в интернете можно найти советы зарядить его небольшим током (в пределах 1 А) до минимального напряжения 10,8 вольт, после этого заряжать обычным способом. Вреда от этого совета практически нет. Можно попробовать. Есть отзывы, что в некоторых случаях удается вернуть к жизни севший в ноль аккумулятор.
Советы по эксплуатации
Чтобы продлить период эксплуатации АКБ, в первую очередь, надо относиться к ней бережно, не допуская механических повреждений. Корпус надо содержать в чистоте – это важно. Загрязнения могут быть невысыхающими и обладать электропроводностью. Это часто приводит к образованию дополнительной цепи разряда. Если эта цепь существует длительное время, разряд АКБ ускоряется, и при невнимательном отношении можно неожиданно получить глубокий разряд и снижение срока эксплуатации. Поэтому корпус надо периодически мыть с помощью мыла или других активных средств.
Если предстоит долгое хранение снятой с автомобиля АКБ, ее надо полностью зарядить. Во время хранения надо следить, чтобы напряжение за счет саморазряда не упало ниже 10,8 вольт, или просто периодически заряжать аккумулятор.
После долгого перерыва в работе или после тяжелого пуска двигателя (или нескольких) полезно провести тренировку батареи – цикл разряд-заряд. Сделать это можно вручную или с помощью зарядных устройств, имеющих такой режим.
Видео
Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов
Меры, позволяющие продлить жизнь АКБ, требуют внимательного отношения и определенных усилий. Но эти усилия и затраты времени неизмеримо ниже затрат времени и сил для реанимации неисправного аккумулятора. Да и финансовую экономию они приносят немалую, поэтому лучше предупредить проблему, чем потом ее устранять.