Не так давно такое распространенное в мире явление, как платные дороги, пришло и в Россию. Проезд по подобным автомагистралям регулирует компания «Автодор-Платные дороги», входящая в группу компаний «Автодор». Эта же фирма является эмитентом, занимающимся распространением транспондеров T-Pass – устройств, которые делают оплату проезда простой и быстрой процедурой.
Признаки и проверка севшей батарейки
Транспондер T-Pass продается потребителю с установленным элементом питания. Он поддерживает работу устройства бесконтактного обмена информацией с терминалом, а также несет и другую функцию – питает энергозависимую память, в которой хранятся данные о пользователе. Эти данные прошиваются перед продажей.
Разработчиками не предусмотрена индикация состояния элемента питания устройства. Хотя встроенного источника хватает на несколько лет (а кроме того, существует и гарантийный срок, который распространяется и на батарейку), все равно, рано или поздно, встает вопрос о его замене.
В большинстве случаев водитель поймет, что батарейка села, при попытке въехать на платную трассу через гейт с бесконтактной оплатой. Транспондер с истощенным источником не будет распознан системой, и водителю придется оплачивать поездку другим способом.
Единственный способ заранее определить исправность устройства (включая работоспособность батарейки) — обратиться в сервис-центр «Автодор».
Если есть подозрения, что элемент питания сел, можно вскрыть корпус электронного устройства и проверить батарейку в транспондере, замерив напряжение на ее выходе. Сделать это можно с помощью мультиметра в режиме вольтметра. «Свежий» источник под нагрузкой должен выдавать напряжение, близкое к 3 вольтам. Чем ниже это значение, тем меньше ресурс батареи. Если тестер покажет 1,5 вольта или ниже, батарею лучше превентивно заменить. Сделать это можно, обратившись в сервисный центр, но некоторые владельцы предпочитают делать это самостоятельно.
Батарейки и аналоги устанавливаемые в транспондере
В самой популярной модели транспондера в линейке T-Pass – TRP4010 – для питания используется батарейка CR2032. Этот элемент выглядит, как серебристый диск и всем известен, как «компьютерная» батарейка или «таблетка». Некоторые производители в индексе используют другие буквы:
- EL2032;
- BR2032;
- DL 2032;
- EA-2032C;
- другие обозначения, содержащие цифры 2032.
На самом деле, во всех случаях речь идет об одном и том же источнике питания – дисковой литиевой батарее формата 2032 диаметром 20 мм и толщиной 3,2 мм.
Существует и перезаряжаемый аналог (аккумулятор) – LIR2032. По габаритам он совпадает со штатной батарейкой, но применять его бессмысленно. В транспондере зарядного устройства нет, а периодически извлекать его для подзаряда – крайне нерационально.
Алгоритм замены
Прежде, чем принять решение о замене батарейки в транспондере, надо осознать одну потенциальную проблему. Все данные о владельце хранятся в памяти устройства, а она не является энергонезависимой. Иными словами, если отключить батарею, не позаботившись о резервировании питания, все данные пропадут. Восстановить их получится лишь при обращении в сервисный центр. Поэтому специалисты компании «Автодор – платные дороги» не рекомендуют самостоятельную замену элементов питания в устройстве T-Pass.
Если решение о замене принято и все действия продуманы, надо открыть корпус транспондера, отжав защелки, удерживающие крышку. Сделать это можно любым тонким и широким предметом. Защелки расположены по всему периметру.
После выполнения этой операции можно извлечь электронную плату. Батарейка установлена вне платы на выносных контактах посредством точечной сварки.
На этом этапе можно измерить напряжение на элементе питания, чтобы окончательно убедиться, что проблема в нем (или не в нем). Если батарейка все же требует замены, надо позаботиться о том, чтобы не обесточить прибор во время процесса. Это приведет к потере данных и лишит смысла проведение процедуры. Для этого надо припаять к батарейке временные провода в обход пружинных контактов.
Перегревать батарейку нельзя, поэтому при пайке проводов к ее выводам надо применять активный флюс, а паяльник должен быть мощностью не менее 40 (а лучше – не менее 60) ватт.
На плате маркировка полярности питания отсутствует, поэтому перед демонтажом надо зарисовать или сфотографировать полюсы источника питания.
В глобальной сети можно найти советы для резервирования питания во время замены источника питания использовать подключение к порту USB любого девайса. Для этого рекомендуется подпаять параллельно контактам питания отрезок шнура с разъемом USB. Следовать этому совету не стоит. Выходное напряжение стандарта USB составляет 5 вольт против 3 вольт от батарейки. Насколько толерантно электронное устройство к более, чем полуторакратному повышению питающего напряжения, знает только разработчик прибора.
Теперь элемент питания можно отпаять. Делать это надо в точке крепления контактов к плате транспондера. Временные провода отпаивать пока нельзя, прибор должен оставаться запитанным от старого элемента до конца процедуры!
Следующим шагом надо решить вопрос с пружинными контактами. Самый лучший вариант – приобрести батарейку с уже закрепленными металлическими полосками. Тогда останется только припаять шинки к плате, не забывая соблюдать полярность.
Если такой элемент приобрести не удастся, придется решать вопрос с контактами. Их можно вырезать из подходящего материала (использовать шинки от старых аккумуляторных сборок и т.п.) под нужный размер или попробовать оторвать от демонтированной батарейки. Когда контакты будут готовы, их надо прикрепить к источнику питания. Сделать это можно двумя способами:
- точечной сваркой;
- пайкой.
Первый способ предпочтительнее, но требует специального оборудования. Недостаток пайки в том, что батарейку несложно перегреть, особенно при отсутствии достаточных навыков. Это приведет к потере емкости или вообще к выходу элемента из строя. Но если иного пути нет, надо учесть уже данные советы по поводу выбора мощности паяльника и флюса. Паять надо по возможности быстро.
Батарейку с закрепленными контактами надо припаять к плате. После этого можно отпаять провода, которыми присоединялся старый элемент. Затягивать с этим не стоит – разряженная батарейка будет потреблять ток от новой, дополнительно разряжая ее и снижая срок службы.
Если все получилось, надо еще раз проверить напряжение на выходе источника питания. После этого транспондер можно собрать, установив плату на место и защелкнув крышку. Окончательно убедиться в работоспособности (или неработоспособности) прибора можно лишь при попытке оплатить проезд.
Для наглядности смотрим видео.
Замена батарейки в транспондере T-Pass несложна, но требует аккуратности и определенных навыков. Если процедура пройдет неудачно, восстановить работоспособность прибора можно будет только в сервисном центре. Перед принятием решения о замене надо взвесить все за и против и трезво оценить собственные возможности.