Аккумулятор для ноутбука имеет относительно короткую жизнь. Правильная эксплуатация увеличивает срок службы, но радикально проблемы не решает – рано или поздно АКБ исчерпывает ресурс и теряет работоспособность. К этому событию лучше подготовиться заранее, чтобы элемент питания неожиданно не подвел, например, в длительной командировке. Для этого надо всего лишь периодически проверять состояние аккумулятора ноутбука.
- Где визуально смотреть заявленную производителем емкость
- Диагностика износа батареи с помощью командной строки
- Программы для теста аккумулятора ноутбука
- Под Windows
- AIDA
- BatteryViewInfo
- Imtec Battery Mark
- Под macOS
- Battery Monitor
- Coconut Battery
- Battery Health
- Как проверить АКБ мультиметром
- Калибровка при большом износе — поможет или нет
- Что лучше восстановить или поменять на новую
Где визуально смотреть заявленную производителем емкость
Узнать заявленную изготовителем батареи емкость можно на корпусе АКБ. Обычно характеристики аккумулятора написаны на внутренней стороне пластикового кейса, поэтому надо найти место, где установлен элемент питания и снять его, отжав пластиковые защелки.
После демонтажа батареи открывается доступ к техническим характеристикам. Данная батарея имеет емкость 4400 мА*ч и напряжение 11,1 вольт, что соответствует трем последовательно соединенным литий-ионным элементам.
У компьютеров других производителей батарея может иметь другие габариты и устанавливаться другим способом, но искать ее в большинстве случаев надо на нижней панели ноутбука. Не всегда маркировка характеристик батареи выполняется крупным шрифтом. Так, на приведенной батарее с трудом можно отыскать надпись «4,4 A*h».
Диагностика износа батареи с помощью командной строки
Тест батареи ноутбука можно провести с помощью встроенных средств Windows, запускаемых с помощью командной строки.
В WinXP такая строка вызывается через кнопку ПУСК (пункт меню «Выполнить») или напрямую сочетанием клавиш Win+R. В открывшейся строке надо набрать команду powercfg –energy.
Откроется окно DOS. Может получиться так, что оно мигнет и тут же закроется. Тогда надо сначала набрать в командной строке cmd.exe, а powercfg запускать уже в окне DOS. Возможно, потребуются права администратора.
Анализ данных займет некоторое время. Потом утилита выдаст местонахождение файла с информацией. Его можно открыть и посмотреть интересующие сведения. Они расположены в разделе «Сведения о батарее». Кроме всего прочего там можно увидеть сведения о фактической емкости аккумулятора в неизвестных единицах (скорее всего, в мВт*ч).
Программы для теста аккумулятора ноутбука
Для проверки состояния аккумуляторной батареи можно воспользоваться и другими программами, созданными специально для диагностики АКБ или имеющими такую функцию в числе прочих.
Под Windows
Существует немало утилит, разработанных для использования совместно с операционной системой Windows. Наибольшую известность получила программа АИДА (Эверест).
AIDA
Назначение этой утилиты – не только контроль электропитания. В нее разработчиками заложено много других функций, но она имеет удобный интерфейс, разобраться в котором не составляет труда.
Свойства аккумуляторной батареи можно найти на вкладке «электропитание». Самые важные параметры расположены в разделе свойства батареи. Помимо типа элемента питания и служебной информации, программа определяет и выдает:
- заявленную емкость АКБ;
- фактическую (текущую емкость);
- напряжение аккумулятора (при подключенном блоке питания – напряжение, которым АКБ заряжается);
- степень износа, как отношение паспортной емкости к реальной.
В данном случае износ составляет 96%, что не противоречит реальности.
Утилита выдает текущую емкость в мВт*часах. Чтобы пересчитать это значение в привычные мА*часы, надо индицируемую цифру разделить на напряжение (11,1 вольт). Переведенная паспортная емкость составляет 47300/11=4300 мА*ч, что неплохо соответствует указанной на шильдике. Фактическая емкость составляет в данном случае 1474/11=134 мА*ч.
BatteryViewInfo
Программа AIDA хороша, но ее функционал по теме обзора излишен, к тому же они лишь условно бесплатна. В качестве совсем бесплатной программы, которая может определить состояние АКБ, можно использовать Battery View Info. Легкая утилита, не требующая установки.
После запуска и одного цикла полного заряда АКБ утилита выдала значения:
- паспортная емкость – 47300 мВт*ч;
- остаточная емкость – 8547 мВт*ч (в 4 раза больше, чем дала АИДА);
- остаточный ресурс – 18% (соответствует износу в 82%), неплохо совпадает с данными АИДА.
Результаты совпадают по порядку, но разница есть. Видимо, это связано с различными способами измерения емкости.
Imtec Battery Mark
Эта утилита также бесплатна. После отключения гаджета от сети можно запустить тестирование батареи. Возможна проверка в быстром и обычном режимах. Данные проверки сохраняются в файл. Потом выставляет оценку системе питания, которая вычисляется по известной только разработчикам методике. Как ее применить на практике – непонятно.
Под macOS
Для владельцев гаджетов от Apple также существуют приложения для проверки состояния аккумуляторных батарей. Их также можно найти в интернете.
Battery Monitor
Бесплатная программа для проверки фактической работоспособности батареи. Выдает сведения о текущем заряде, фактической емкости и многое другое. Сигнализирует о приближении окончания зарядки и о низком уровне энергии. Пределы предупреждений можно настраивать. Нельзя не отметить красивые темы, идущие в комплекте.
Coconut Battery
Также полностью бесплатная утилита. Кроме текущих значений важных параметров аккумуляторной батареи, включая возраст, фактическую емкость, уровень заряда, позволяет строить графики изменений характеристик.
Battery Health
Эта программа условно бесплатна. Не придется платить за большинство функций:
- количество циклов;
- емкость;
- остаточный ресурс.
Также утилита позволяет заменить стандартный значок остаточного заряда на оригинальный. Доплатить потребуется лишь за доступ к статистике циклов за требуемый временной промежуток (от одного дня до одного года).
Как проверить АКБ мультиметром
Можно проверить состояние АКБ, проведя контрольный разряд. Для этого надо сначала полностью зарядить батарею. Потом потребуется собрать несложную схему, состоящую из аккумулятора, нагрузки и измерительных приборов. Так как придется контролировать напряжение на АКБ, и тока нагрузки, желательно иметь два мультиметра. Если в наличии только один, его придется поставить на контроль напряжения и периодически переключать на измерение тока. В процессе контрольного разряда напряжение будет падать с уровня 11,1 (3,7*3) вольт до 7,2 (2,4*3) вольта, соответственно будет изменяться ток. Для расчета надо будет найти его среднее значение. Поэтому лучше в качестве нагрузки использовать не резисторы, а автомобильные лампочки на 12 вольт. При снижении напряжения накал нити будет уменьшаться, сопротивление также снизится, произойдет определенная стабилизация тока. Измерения будут точнее.
Чтобы подключиться к аккумулятору, надо знать его распиновку. Каждый производитель устанавливает свой стандарт, поэтому прежде надо уточнить этот момент в технической документации.
Чтобы на выводах BAT- (1 или 2) и BAT+ (8 или 9) появилось напряжение, надо соединить вывод SYS с общим проводом (1 или 2).
Окончательно схема проверки будет выглядеть, как на рисунке.
Для определения фактической емкости надо засечь время, в течение которого АКБ разрядится с 11,1 до 7,2 вольта и вычислить средний ток. Емкость будет равна току в амперах или миллиамперах, умноженному на время в часах.
Калибровка при большом износе — поможет или нет
Зарядка и разрядка литий-ионного аккумулятора происходит под управлением контроллера. Когда батарея полностью заряжена, контроллер дает команду на прекращение процесса пополнения энергии. Когда уровень заряда близок к нулю, контроллер выдает сигнал на выключение компьютера, чтобы не допустить глубокого переразряда, к которому так чувствительны Li-ion элементы.
За уровень нуля принят не абсолютный разряд АКБ, а определенное нижнее значение заряда, ниже которого переступать не следует во избежание порчи батареи.
За время эксплуатации аккумулятор теряет емкость, настройки контроллера уходят. Он может принимать за ноль какой-то другое значение (например, уровень 5%), а за полный заряд – например, 90%. В итоге ноутбук выключается на 5% раньше, а зарядка прекращается за 10% до наибольшего уровня. В итоге впустую пропадают 15% емкости АКБ, что становится все важнее с каждым годом эксплуатации. Чтобы заново привязать предельные уровни к реальным, надо периодически проводить процедуру, называемую калибровкой.
Выполнить калибровку можно специальными утилитами, а можно более простым способом. Надо разрядить батарейку до нулевого уровня, потом зарядить до максимума, потом разрядить снова, используя ПК в обычном режиме. Но имеется нюанс. При приближении к нижнему уровню запаса энергии компьютер перейдет в режим сна, что не даст контроллеру точно откалиброваться. Этот режим надо отключить. Делается это через панель управления в разделе «Электропитание».
Надо понимать, что калибровка не восстанавливает аккумулятор физически. Она просто позволяет полностью использовать его ресурс. Она особенно эффективна в середине жизненного цикла аккумулятора – пока он новый, его емкость велика, раскалибровка не так заметна. В конце же жизни АКБ несколько процентов к остатку могут на практике ничего не дать – пара дополнительных минут работы мало что даст. Хотя иногда и такая экономия позволит успеть сохранить важные данные.
Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.
Что лучше восстановить или поменять на новую
Восстановить батарею не так легко. Тренировочные циклы для литий-ионных аккумуляторов эффекта не дадут. Другие способы, которые можно найти в интернете, либо сомнительны (такие, как заморозка на несколько часов), либо просто опасны. К таким методам относится совет заряжать АКБ повышенным током, который должен составлять 2..5С. При паспортной емкости аккумулятора в 4,4 А ток заряда должен быть 9..20 ампер. Если сечение соединяющих проводов окажется недостаточным, это приведет к их перегреву, оплавлению изоляции или даже возгоранию. Но этого мало – повышенный ток спровоцирует рост металлических отложений (дендритов) внутри АКБ, что может привести к замыканию внутри элементов батареи, перегреву, вздутию, а в худшем случае – к пожару или взрыву. Единственный способ восстановления батареи – полная переупаковка с заменой элементов. Для этого нужны определенные знания и навыки. Если они отсутствуют, аккумулятор лучше заменить. А чтобы момент замены не застал пользователя врасплох, лучше периодически тестировать АКБ на фактическую емкость.