Особенности и правила зарядки AGM аккумуляторов

Аккумулятор AGM – очередной этап развития автомобильных аккумуляторов. Для некоторые моментов его эксплуатации характерны определенные нюансы. Особенности имеет и зарядка AGM аккумулятора

Напряжение заряженного и разряженного AGM аккумулятора

Вопреки некоторым мифам, которые благодаря интернету часто становятся устойчивыми и воспринимаются в качестве истины, аккумулятор в исполнении AGM является обычным кислотно-свинцовым аккумулятором. В нем идут те же самые электрохимические реакции, что и в самом обычном автомобильном аккумуляторе, что и в самом перспективном гелевом (с которым часто путают AGM). В батарее AGM применяется тот же электролит и те же активные вещества в качестве анода и катода. Отличается он только механической конструкцией, позволяющей собирать пластины в более плотный пакет, почти исключающий испарение воды из электролита и создающий улучшенные условия для рекомбинации водорода и кислорода при электролизе.

Особенности и правила зарядки AGM аккумуляторов
Устройство аккумулятора AGM – между анодными и катодными пластинами проложены сепараторы, пропитанные электролитом

Поэтому выходное напряжение одного элемента источника питания AGM составляет:

  1. В полностью заряженном состоянии – 2,1 вольт.
  2. В разряженном – 1,75 вольт.

Это дает для 12-вольтовой батареи:

  • 12,6 в заряженном состоянии;
  • 10,5 – в полностью разряженном.

Для 6-вольтовой сборки:

  • полностью готовый к работе аккумулятор – 6,3 вольт;
  • разряженный «в ноль» — 5,25 вольт.

Разряжать аккумулятор ниже указанных значений нельзя.

На практике можно зарядить аккумулятор и до более высокого напряжения – до 13,6 (для 12-вольтового), но это будет небольшим перезарядом (неопасным). Этот излишек быстро упадет до нормального значения (см. разрядную кривую) при небольшой нагрузке или при одной прокрутке стартера.

Особенности и правила зарядки AGM аккумуляторов
Разрядные кривые свинцово-кислотных аккумуляторов

Методы зарядки

Как и любой кислотно-свинцовый аккумулятор, батарею AGM можно заряжать двумя способами.

Стабильным током

Особенности и правила зарядки AGM аккумуляторов
Режим подзаряда стабильным током

В этом режиме ток в течение всего процесса поддерживается на одном уровне. По мере роста напряжения на выходе аккумулятора зарядное устройство повышает напряжение на клеммах ЗУ так, чтобы разница в уровнях между аккумулятором и зарядником оставалась примерно одинаковой. Так достигается неизменность тока, а окончание подзаряда отслеживается по достижению уровня 12,6 (13,5) вольт на клеммах аккумулятора.

Стабильным напряжением

Особенности и правила зарядки AGM аккумуляторов
Режим подзаряда стабильным напряжением

В режиме зарядки стабильным напряжением выходной уровень ЗУ поддерживается постоянным. Во время подзаряда напряжение на клеммах батареи тоже растет, но ток при этом постоянно падает. Окончание процесса определяется по падению тока ниже установленного порога (0,5 А и ниже).

Минус этого режима в том, что для глубоко разряженных батарей (особенно, большой емкости) ток в начале заряда может достигать значительных величин, способных нанести вред аккумулятору.

Буферный режим

Некоторые аккумуляторы эксплуатируются в буферном режиме (например, в источниках бесперебойного питания. В этом случае батарея находится постоянно под напряжением основного источника, лишь изредка отдавая свой заряд в нагрузку, а затем возобновляя свой запас энергии до следующего отключения. Работа в автомобиле также может быть рассмотрена как частный случай буферного режима.

Как заряжать AGM VRLA Battery

Если аккумулятор имеет пробки, надо периодически контролировать наличие электролита внутри ячеек. В данном случае говорить об уровне жидкости нельзя, но надо следить, чтобы сепараторы («маты») были смочены. Если они сухие, в банку надо долить дистиллированной воды, в противном случае заряжать такой аккумулятор нельзя.

При выборе способа зарядки надо помнить, что при достижении между пластинами уровня так называемого водородного перенапряжения, внутри ячейки начнется процесс электролиза. Процесс этот со всех сторон вредный (выделяющийся водород в смеси с кислородом или воздухом взрывоопасен, кислород приводит к повышенной коррозии, разложение воды приводит к изменению состава электролита и т.п.). Так как аккумуляторы AGM обычно производят с пластинами, легированными кальцием (технологии Ca, Ca+ или Ca/Ca), то склонность к кипению у них снижена. Но не исключена совсем.

Читайте также
Как повысить плотность электролита в аккумуляторе

 

Кроме того, производители аккумуляторов AGM заявляют о создании условий для рекомбинации газов внутри корпуса, но надо понимать, что возможности такой рекомбинации ограничены, почему конструкция и предусматривает клапан для сброса излишков газа в атмосферу. Аккумуляторы AGM в большинстве своем выпускаются в необслуживаемом герметизированном исполнении (VRLA), поэтому доливка воды в них для приведения кондиций электролита в норму конструкцией не предусмотрена.

Поэтому при выборе способа и режима зарядки надо соблюдать главное правило – избегать режима электролиза. Для этого надо не допускать перенапряжений.

При зарядке в режиме стабилизированного напряжения к электролизу может привести неправильный выбор уровня на клеммах зарядного устройства. Если оно превышает нормальный уровень (14..14,5 вольт), то «закипание» может начаться в самом начале процесса. Его можно заметить и снизить выходной уровень зарядника до нужного (если есть возможность регулировки).

Во время зарядки стабильным током (оптимально – 0,1 от ёмкости батареи) напряжение на клеммах батареи постепенно возрастает. Для поддержания заданного тока ЗУ синхронно повышает выходное напряжение, и в конце зарядки оно может достичь уровня водородного перенапряжения, что приведет к электролизу. В конце процесса подзаряда стабилизированным током, при первых признаках «кипения», желательно уменьшить ток, чтобы исключить газообразование.

Особенности и правила зарядки AGM аккумуляторов
Снижение зарядного тока путем снижения напряжения в конце процесса
Мнение эксперта
Становой Алексей
Инженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.
Задать вопрос
Согласно результатам недавних исследований, при заряде малым током, включая снижение тока для исключения «кипения», на пластинах аккумулятора происходит осаждение труднорастворимого альфа-сульфата. Это ведет к снижению ёмкости и срока службы батареи.

Еще одна проблема, присущая именно батареям AGM – повышенная склонность к так называемому терморазгону. Во время зарядки температура батареи может начать неконтролируемым образом повышаться (чем выше ток, тем больше вероятность терморазгона). Поэтому для подобных батарей периодический контроль температуры при заряде очень важен. Также важно не допускать зарядки повышенными токами. По этой причине не стоит и «прикуривать» AGM от бортсети другой машины – контролировать ток при этом практически невозможно.

При заметном повышении температуры (особенно, в одной отдельной банке) подзаряд надо немедленно прекратить! Не следует заряжать AGM в помещении с высокой температурой.

Хорошей привычкой является внимательное изучение инструкции к батарее от производителя. Там указаны оптимальные и допустимые режимы подзаряда, а также меры предосторожности.

Рекомендуемые зарядные устройства для AGM аккумуляторов

Особенности и правила зарядки AGM аккумуляторов
Зарядник с ручной регулировкой напряжения и тока

Заряжать батарею AGM можно обычным зарядным устройством. Неплохо подойдут ЗУ с ручной регулировкой выходного тока и напряжения. Можно контролировать параметры процесса самостоятельно.

Особенности и правила зарядки AGM аккумуляторов
Автоматическое ЗУ, рекомендованное для батарей AGM

Удобнее использовать автоматические зарядники, отключающие аккумулятор по окончании процесса, но с учетом сказанного выше:

  • нельзя подавать на клеммы батареи повышенное напряжение – на выходе ЗУ должно быть не выше 14,5 вольт в режиме стабильного напряжения;
  • зарядник должен обеспечивать возможность подачи тока, не превышающего 10% от емкости аккумулятора;
  • ускоренная зарядка повышенным током должна быть исключена;
  • в режиме зарядки стабильным током должна быть возможность снижать ток, чтобы не допустить электролиза.

Еще лучше использовать ЗУ с выносными датчиками температуры, которые не дадут батарее перегреться.

При покупке автоматического ЗУ можно обратить внимание на наличие надписи, что устройство предназначено для подзаряда AGM. Но полностью доверять маркировке не стоит, ток и напряжение надо контролировать в течение всего процесса.

Что делать если аккумулятор не заряжается

Если аккумулятор не заряжается, причины могут быть различными. Если зарядное устройство заведомо исправно, есть смысл проверить наличие электролита (влажность сепаратора). Возможно, ситуацию удастся спасти пропиткой матов из стекловолокна дистиллированной водой.

Другой случай – батарея ушла в глубокий разряд. Помимо сульфатации, в AGM-аккумуляторе возможна ситуация, когда вся (или почти вся) серная кислота израсходовалась, электролит содержит практически одну воду, а проверить плотность не получится – свободной жидкости в ячейках нет. Кроме того, надо учитывать, что возможность для самоперемешивания у электролита, связанного в волокнистой толще, отсутствует, и такая ситуация может возникнуть локально. Заменить жидкий реагент также будет весьма проблематично.

Рекомендуем: Какая должна быть плотность в автомобильном аккумуляторе

Учитывая склонность батарей AGM к терморазгону, лучше не экспериментировать с оживлением полумертвого аккумулятора, а сразу заменить его, проанализировав условия эксплуатации. Выяснив причину гибели батареи, надо стараться впредь не допускать подобных ситуаций.

Фото аватара
Становой Алексей

Инженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Запитка
Добавить комментарий