Запитка
Назад

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Опубликовано: 13.09.2021
Время на чтение: 4 мин
0
29

Многие производители стали включать в свои линейки автомобильных аккумуляторов необслуживаемые батареи. Очень удобно – купил, поставил и езди, пока не придет время замены АКБ. Но вокруг батарей подобной конструкции возникло много мифов и просто недостоверной информации. Чтобы правильно эксплуатировать такие аккумуляторы, сначала надо разобраться в их устройстве.

Особенности необслуживаемых батарей

С точки зрения химических процессов необслуживаемые батареи ничем не отличаются от обычных. Те же положительные и отрицательные пластины, разнесенные в пространстве или механически разделенные сепаратором, и находящиеся в сосуде с токопроводящей жидкостью, участвующей в химических реакциях. В процессе эксплуатации химические и физические свойства электролита меняются и требуют периодического контроля (в первую очередь, уровень и содержание кислоты (плотность)).

Современные технологии позволяют выпускать батареи, электролит в которых в наблюдении и корректировке состояния в течение всего срока службы не нуждается. В этом и заключается необслуживаемость таких батарей. Аккумуляторы, не требующие контроля электролита, выпускаются по современным технологиям:

  1. Кальциевые батареи. Добавление этого щелочного материала в качестве легирующего материала к свинцу, из которого сделаны пластины, позволило уменьшить содержание сурьмы в электродах. Это не только привело к увеличению прочности пластин, но и резко уменьшило склонность элементов к газообразованию, причиной которого было разложение воды на кислород и водород при достаточно низких напряжениях. Вода в таких аккумуляторах практически не расходуется. Это позволило заправлять элементы электролитом на весь срок службы. К тому же кальциевые АКБ стали менее чувствительны к перезаряду и менее склонными к коррозии. За счет увеличения прочности пластины стали более тонкими, что позволило получить выигрыш в массогабаритных характеристиках или увеличить емкость в тех же размерах. Кальцием могут легироваться как половина пластин (одной полярности), так и все электроды. В этом случае технология называется Са/Са или Ca+.

    Устройство кальциевого аккумулятора.
  2. AGM. Здесь электролита в свободном виде нет – им пропитан сепаратор (разделитель) и пористый наполнитель пластин. Часть пор оставлена свободными для свободной циркуляции газов. За счет конструкции, где пластины и сепаратор сжаты в плотный пакет, достигается ряд преимуществ. В том числе, возможность рекомбинации кислорода и водорода внутри аккумулятора. Газы образуются при разложении воды, не успевают покинуть активную зону и вновь превращаются в воду. За счет этого также стало возможным делать такие батареи в необслуживаемом исполнении. К тому же они не так боятся глубокого разряда и менее склонны к саморазряду. Это снижает требования к их хранению.

    Устройство аккумулятора AGM.
  3. Гелевые аккумуляторы. В них электролит загущен до состояния геля. Это создает условия для полной рекомбинации газов, но придает определенные недостатки (пониженная токоотдача и т.п.), сдерживающие их применение в качестве стартовых элементов на автомобилях.

    Внутреннее устройство гелевой АКБ.
  4. EFB – технология. Промежуточная конструкция между обычными батареями и AGM. В таких элементах электролит содержится в жидком виде, но положительные пластины заключены в пористую оболочку, проницаемую для жидкости. Это позволяет уменьшить количество электролита в банке, поэтому часть EFB-батарей выпускается в необслуживаемом виде.

    Устройство аккумулятора EFB.

В остальном требования к сервисным операциям никуда не делись – так же надо контролировать напряжение и, при необходимости, проводить подзаряд, так же надо не допускать глубокого разряда (хотя для AGM и EFB этот вопрос не стоит так остро) т.п.

Какое зарядное устройство подойдет

Выше отмечено, что химические реакции в необслуживаемых батареях аналогичны реакциям в обычных АКБ. Поэтому, с одной стороны, подойдет любое зарядное устройство для обычных батарей. Но конструкция необслуживаемых аккумуляторов содержит систему отвода газов, которая рассчитана на небольшое количество кислорода и водорода, выделяемых в атмосферу.

Если интенсивность газообразования превысит расчетную, то устройство сброса водорода и кислорода может не справиться. Это приведет к раздуванию корпуса батареи, нарушению ее герметичности, а в худшем варианте развития событий – к возгоранию и хлопку. Известно, что к повышенному выделению газа приводит излишек напряжения – вода начинает разлагаться на составляющие. Поэтому надо убедиться, что зарядное устройство в любом из режимов не выдает напряжение выше 14,5 вольт. Особенно надо обратить на это внимание, если у ЗУ есть режимы экспресс-зарядки и т.п. – в этих модах зарядник выдает повышенное напряжение. Надо быть внимательным, чтобы случайно не включить быструю зарядку. Если напряжение в норме, то заряжать батарею можно даже дома – требования к вентиляции помещения минимальны.

Автоматическое зарядное устройство с ручным режимом.

Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор

Чтобы зарядить севший необслуживаемый аккумулятор надо соблюдать несколько простых правил. Они принципиально не отличаются от требований к зарядке обычных батарей, но нюансы все же имеются.

Каким током

Особых требований к втекающему току по сравнению с обычными АКБ не предъявляется. Он не должен превышать 0,1 С (10% от номинальной емкости). Например, для батареи емкостью 60 А*ч максимальный ток не должен превышать 6 А. Большинство автоматических зарядных устройств заряжают аккумулятор стабильным напряжением, так что ток к завершению зарядки падает. Надо проследить, чтобы в начале процесса он не был выше наибольшего значения.

Сколько времени

Время пополнения запаса энергии зависит от степени разряженности батареи и от зарядного тока. По аналогии с бассейном – чем ниже остаток воды в резервуаре и чем меньше поступает воды в единицу времени, тем дольше емкость будет заполняться водой до краев. Обычно автоматические ЗУ отслеживают момент окончания процесса по падению тока до минимального значения.

Сколько должно быть вольт у заряженного АКБ

Напряжение у одного полностью заряженного кислотно-свинцового элемента должно быть на уровне 2,1 вольт, независимо от исполнения. Для автомобильной АКБ к окончанию процедуры зарядки оно должно достигнуть 12,6 вольт (для мотоциклетной – 6,3 В). Эти данные можно использовать для дополнительного контроля процесса пополнения энергии и для его своевременного окончания, если ЗУ не автоматическое (хотя, как сказано, многие типы необслуживаемых батарей перезарядки не боятся).

Можно ли проверить уровень электролита

Когда срок службы батареи подходит к завершению, возникает логичное желание попытаться продиагностировать ее состояние (включая уровень электролита), чтобы потом продлить период эксплуатации. В интернете можно найти советы по проверке уровня АКБ. Большинство из них сводятся к проделыванию отверстий различного диаметра в верхней крышке аккумулятора. Самый щадящий способ – прокол с помощью иглы или тонкого сверла. Второй путь по уровню вмешательства – вырезание отверстий на местах заводских пробок, заваренных на заводе. И самый варварский – полное срезание крышки с нарушением лабиринтных уплотнений.

Эти рекомендации мгновенно переводят батарею в разряд обслуживаемых и заставляют решать проблему обратной герметизации корпуса.

После снятия крышки с лабиринтными уплотнениями герметичность АКБ нарушается.

Иногда предлагается удалить индикатор заряда, чтобы через получившееся отверстие добраться до электролита, а также пополнить его уровень. Но банки, как сосуды с жидкостью, не соединяются между собой, и таким способом можно получить доступ только к электролиту одного элемента.

На самом деле проверить реальный уровень можно у батарей Ca и Са+ с жидким электролитом. Если корпус выполнен из полупрозрачного (еще лучше – прозрачного) пластика, можно попробовать включить мощный источник света на просвет и попытаться увидеть реальное количество кислотного раствора.

Обслуживаемая батарея в корпусе из полупрозрачного пластика.

При наличии опыта, можно попробовать наклонить аккумулятор из стороны в сторону. Искушенные мастера считают, что по звуку плеска и характеру волны могут определить достаточность количества электролита. Но надо учитывать, что элементы разделены, и ощущение плеска и волнения будет усредненным для всех банок. Это затрудняет диагностику таким путем.

Для гелевых аккумуляторов эти способы малоэффективны, а для батарей AGM результативность попыток определить количество электролита любым путем будет близка к нулю – в свободном виде в нем жидкость отсутствует.

Так же есть видео-решение.

Можно резюмировать, что необслуживаемый аккумулятор также нуждается в определенных видах профилактики, исключая операции с электролитом. И так же нуждается в периодическом контроле уровня заряда, пополнить который можно внешним зарядным устройством, соблюдая при этом несложные ограничения.

Автор:
Становой Алексей
Поделиться
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.
Adblock
detector