Очистка клемм аккумулятора на автомобиле

В процессе эксплуатации аккумулятора автомобиля можно столкнуться с неприятным явлением – нарастание на месте подключения АКБ коррозионного налета, который ухудшает контакт, увеличивает переходное сопротивление, ограничивает ток, который так важен при запуске двигателя. Слой, состоящий из солей, оксидов и гидроксидов свинца, ухудшает контакт, что имеет особое значение при больших токах – стартер может не запуститься, а место с высоким сопротивлением перегреться. Поэтому обнаружив, что узел присоединения батареи покрыт белесым налетом, надо немедленно почистить клеммы аккумулятора.

Этапы чистки

Чистить контакты надо не только на аккумуляторе, но также на проводах, которыми АКБ подключается к бортсети автомобиля. Для этого зажимы от проводников с батареи надо снять. После этого надо произвести очистку способами, описанными ниже.

Необходимые инструменты и материалы

В первую очередь, надо отключить аккумулятор от бортсети. Для этого понадобится гаечный ключ на 10 мм.

Очистка клемм аккумулятора на автомобиле
Отключение АКБ от бортсети автомобиля.

Дальнейший набор материалов и инструментов подбирается в зависимости от способа очистки. Для механического метода понадобятся:

  • наждачная бумага средней зернистости;
  • или металлическая щетка небольшого размера.

Также пригодится инструмент для удаления рыхлого слоя налета (нож и т.п.)

Для химического способа будут нужны:

  1. Инструмент для нанесения состава (подойдет кисть, а лучше зубная щетка).
  2. Состав для удаления налета.

Готовый очиститель клемм можно купить в автомобильном магазине.

Очистка клемм аккумулятора на автомобиле
Очиститель контактов Liqui Molli.

Производитель не раскрывает полный состав продукта, но в технической документации можно обнаружить фразу «комбинация растворителей со специальными добавками». Там же присутствует упоминание, что действие на загрязнение комплексное. Это означает, что раствор удаляет не только оксиды, но и соли или гидроксиды (возможно, и то, и другое). Препарат выпускается в форме аэрозоля, поэтому инструмент для нанесения не понадобится.

Можно воспользоваться и самодельными составами. Самый известный из них – пастообразная смесь из пищевой соды и воды (для удобства нанесения и ускорения реакции). Раствор соды имеет щелочную реакцию, и воздействует на оксиды, гидроксиды и сульфат свинца.

Следует тщательно избегать попадания содового раствора в электролит!


Также существуют экзотические советы по очистке контактов – например, пепси-колой. Она имеет кислотную реакцию и вполне способна удалить налет частично или полностью. Но ее состав держится в секрете, поэтому как она подействует на контактную поверхность (не растворит ли металл, не даст ли дополнительную пленку), знают только производители напитка.

При любом способе для окончательной очистки понадобятся сухая ветошь и растворитель, не дающий при высыхании пленки (лучше всего, спирт). Бензином промывать опасно – он легко воспламеняется. Ацетон может растворять пластмассу корпуса аккумулятора.

Видео-инструкция с использованием содового раствора.

Очистка механическим способом

Убрать окисление механическим способом можно с помощью наждачной бумаги средней зернистости. Сначала подходящим подручным средством удаляется верхний рыхлый слой налета (это можно сделать ножом, скребком или другим инструментом).

Далее действовать надо более деликатно. Полоской наждачки надо зачистить выводы аккумулятора. У большинства батарей они сделаны из мягкого сплава на основе свинца, поэтому излишние усердие неуместно. Стачивать выводы не стоит, чтобы избежать проблем с подключением. Для очистки штыревых выводов АКБ можно купить специальную щетку-ершик.

Очистка клемм аккумулятора на автомобиле
Удаление налета с помощью наждачной бумаги или щетки-ершика для штыревых клемм.

Надо очистить поверхность от налета, а если есть небольшие раковины, в глубине которых скопились окислы, их можно оставить, как есть. Все равно они в прилегании контактных поверхностей не участвуют. Если важна эстетическая составляющая, надо вычистить раковины тонким инструментом (иглой). В этом случае есть смысл и залить выбоины свинцовым припоем с помощью мощного паяльника.

Если раковины значительного размера (10% и более от площади контакта), очистку и напайку надо произвести обязательно.


Очистка зажимов на проводах проводится в том же порядке:
  • счистка рыхлого слоя;
  • удаление наждачной бумагой остатков.

Обязательно надо очистить внутреннюю поверхность зажима. Удобно обернуть наждачной бумагой длинный цилиндрический предмет, диаметром меньшим внутреннего диаметра контакта, и зачищать поверхность с его помощью.

Если имеется металлическая щетка подходящего размера, налет можно удалить и с ее помощью. Она снимет как рыхлый слой, так и оставшийся. Если габариты позволят, щеткой можно эффективно очистить и внутреннюю поверхность зажима.

Очистка клемм аккумулятора на автомобиле
Очистка металлической щеткой.

Пыль и металлические опилки, образовавшиеся в результате очистки, надо стереть сухой ветошью и смыть растворителем, не оставляющим пленки (лучше всего техническим спиртом).

Применение химических реагентов

При очистке химическим способом выбранный состав наносится на загрязненные поверхности разобранного контактного узла. Если используется аэрозоль, его надо стараться распылять так, чтобы он больше никуда не попал – есть опасность разъедания пластиковых деталей и изоляции проводов. Если используется пастообразный состав, его удобно наносить зубной щеткой.

Очистка клемм аккумулятора на автомобиле
Нанесение пасты с помощью зубной щетки.

После нанесения смеси надо выждать несколько минут для завершения реакции, потом протереть место обработки и оценить результат. При необходимости нанести состав снова, и так до полного удаления налета.

При использовании любого химического средства в результате реакции образуются растворимые и нерастворимые соли свинца. По окончании очистки их надо удалить ветошью и промывкой растворителем не дожидаясь высыхания состава и выпадения побочных продуктов на контактные поверхности (они могут при затвердевании образовать новую пленку).

Защита от последующего окисления

Очистка клемм дает результат, но если не предпринять дополнительных мер, налет может нарасти вновь – ведь условия эксплуатации изменить трудно. Поэтому есть резон защитить выводы АКБ и проводов дополнительно. Требования к защитному составу:

  • химическая нейтральность;
  • хорошая адгезия, но, при необходимости, легкая удаляемость;
  • влагоотталкивающие свойства;
  • механическая прочность (чтобы защита держалась долго);
  • умеренная текучесть (чтобы не затекала между контактирующими поверхностями, увеличивая переходное сопротивление).

В магазинах, торгующих автохимией, можно приобрести составы, специально разработанные для защиты клемм. Лучше покупать в тюбиках – их наносить менее удобно, но аэрозоли при разбрызгивании несанкционированно попадают в места, где их наличие не желательно. Изначальный состав, скорее всего, имеет низкую электропроводность, и в чистом виде никакого вреда не нанесет. Но к нему может прилипнуть пыль и другие частицы, и тогда пятна смазки станут токопроводящими. Это может привести к утечкам в системе электрооборудования автомобиля.

Перечисленным условиям соответствуют многие синтетические масла, включая дедовские литол и солидол. Поэтому их вполне можно использовать для защиты контактного соединения от окисления. Также можно применять силиконовые смазки, а также медные или графитовые. Последние два состава специально покупать не стоит – они предназначены для других целей, и стоят дорого. Но если в хозяйстве автомобилиста такие смазки уже имеются, они применимы для данной цели. Только не стоит уповать на их электропроводность – она недостаточна, поэтому надо следить, чтобы составы не попали на контактирующие поверхности.

Подробнее в этой статье: Чем смазать клеммы аккумулятора от окисления

Смазки на основе тефлона лучше не применять – их повышенная текучесть может привести к попаданию между клеммой и зажимным контактом, что создаст проблемы. Хорошие результаты дают составы в виде лаков – они быстро сохнут, не собирают пыль и загрязнения, дают прочную пленку. Их минус в том, что они выпускаются только в виде аэрозолей.

Наносить защитные составы надо после сборки и затяжки контактного соединения. Смазка должна покрывать резьбовые соединения и полностью закрывать контактный узел, особенно верхнюю часть – чтобы вода не проникла между зажимом и клеммой.


Очистка клемм аккумулятора на автомобиле
Нанесение защитной смазки.

Затягивать с удалением слоя окислов не стоит. Процесс сам по себе в обратную сторону не пойдет, ситуация будет лишь ухудшаться. При первых подозрениях (вялая прокрутка стартера, тусклый свет ламп и т.д.) надо проверить состояние контактных соединений и, при необходимости, принять срочные меры.

Фото аватара
Становой Алексей

Инженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Запитка
Добавить комментарий