Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения

Многие владельцы автомобилей сталкиваются с неприятным явлением – образованием белесого налета на клеммах аккумуляторной батареи. Одни водители не относятся серьезно к этой проблеме, другие не имеют четкого представления, к чему приводит окисление клемм аккумулятора. Независимо от знания и отношения, явление это вредное, и с ним можно и нужно бороться.

Причины образования белого налета на клеммах

Белый налет, ничего не создающий, кроме хлопот владельцу машины, может возникнуть по разным причинам. Чтобы устранить или минимизировать их действие, надо выяснить источник проблем.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Слой окислов на контактном узле – явление со всех точек зрения вредное

Воздействие окружающей среды

Налет на клеммном узле частично состоит из смеси оксидов (окислов) и гидроксидов (гидроокисей) металлов (в основном, свинца, из которого изготовлены выводы аккумулятора, и железа, содержащегося в зажимах со стороны борстети). Большей частью эти вещества образуются под воздействием окружающей среды.

Высокая влажность и температура

Влага, оседающая на контактной системе и содержащаяся в окружающей атмосфере, взаимодействует с металлами и вызывает образование гидроокисей. Этому способствует повышенная температура – в горячей среде образование гидроксидов идет быстрее. То же самое относится к образованию окисей – при контакте с кислородом воздуха они образуются всегда (если поверхность не защищена), но при нагреве этот процесс идет гораздо активнее.

Соленая вода и химические вещества на дороге

Зимой дороги обрабатываются специальными реагентами или посыпают солью. Обходя вопрос об эффективности такой обработки, следует заметить, что соль, смешиваясь с водой и разбрызгиваясь на металлические поверхности, инициирует коррозионные процессы. То же относится к химическим реагентам, и, если поверхности металлов не защищены, создаются условия для роста налета окислов и гидроксидов.

Использование автомобиля

В состав белого налета также входят сульфаты металлов (свинца и железа). Их образование инициируется попаданием на металл капель и паров серной кислоты, содержащейся в электролите.

Недозаряд и переразряд

Образование сульфата свинца – штатное проявление работы аккумулятора. Это труднорастворимое вещество в процессе разряда батареи образуется как на положительных, так и на минусовых пластинах аккумулятора. В идеале, когда батарея после полного или частичного разряда полностью заряжается, сульфат расходуется в процессе реакции, с образованием свинца, оксида свинца и кислотного остатка серной кислоты.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Засульфатированные пластины АКБ

На самом деле так практически никогда не бывает, аккумулятор чаще всего полностью заряжается редко, и сульфат нарастает на электродах внутри ячеек АКБ. Сначала он осаждается на пластинах, снижая емкость источника тока. В конце концов область сульфатирования распространяется и на клеммы батареи. Это выражается в появлении налета, который может образоваться и на плюсовой, и на отрицательной клемме. В большинстве случаев это означает завершающий этап жизни батареи.

Чем халатнее отношение к аккумулятору, чем чаще он работает недозаряженным, тем быстрее идет процесс сульфатации.

При перезаряде, когда на выводах батареи избыточный уровень напряжения от внешнего источника (генератора, зарядного устройства и т.п.), происходят иные явления. Излишек напряжения ведет к электролизу электролита, этот процесс сопровождается интенсивным выделением пузырьков кислорода и водорода (в быту это явление называется «кипением»). Сами по себе эти газы образование налета не вызывают, но, вырываясь из толщи электролита, они выносят с собой мельчайшие брызги кислоты. Эти брызги, выходя вместе с газами через неплотности в корпусе, оседают на клеммах аккумулятора и вызывают их сульфатацию.

Неправильное подключение

При подключении аккумулятора большое значение имеет правильная затяжка болтов на креплении аккумулятора к проводам бортсети. Усилие затяжки должно быть достаточным (но не излишним). Если болты слабо затянуть, это приведет к уменьшению контактирующей поверхности и увеличенным зазорам, в которые неизбежно будет попадать грязь. Все это будет вести к повышению переходного сопротивления, нагреву контактного узла и окислению места контакта. Которое в свою очередь приведет к еще большему возрастанию сопротивления, к еще большему повышению нагрева и так по кругу, пока не случится полная потеря контакта или отгорание провода или шины подключения клеммы внутри корпуса.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Видимые следы перегрева контактного соединения

Утечка электролита

Электролит может вытекать из корпуса и при отсутствии перезаряда. Например, через трещины и проломы в корпусе аккумулятора. Даже небольшие щели позволяют кислоте испаряться, а потом пары оседают на контактных узлах, вызывая образование сульфатов.

Что может произойти если не чистить клеммы от налета

Если вовремя не удалять непроводящий налет с клемм, сопротивление в месте контактирующих поверхностей возрастет. Это приведет к следующим проблемам:

  1. Дополнительное сопротивление ограничит зарядный ток аккумулятора. Он будет медленнее подзаряжаться от бортсети, и даже при относительно длительных поездках перестанет компенсироваться разряд батареи для пуска двигателя.
  2. Ограничен будет и ток, отдаваемый аккумулятором. Это может привести к проблемам при пуске двигателя (особенно, в холодную погоду) — крутящий момент стартера будет снижен.
  3. Дополнительное сопротивление создаст повышенное падение напряжения в месте контакта. Это означает, что часть напряжения не дойдет до конечных потребителей (чем выше общий потребляемый ток, тем выше будут потери напряжения).
  4. Потеря напряжения произойдет и при заряде АКБ от генератора. Это означает, что аккумулятор никогда не будет заряжаться полностью.

Кроме того, повышенный ток вместе с увеличенным сопротивлением (закон Джоуля-Ленца!) ведет к перегреву места контакта. Это приведет к дополнительным проблемам — подгоранию контактирующих поверхностей, еще большему увеличению сопротивления и лавинообразному развитию дефекта.

Как и чем устранить налет с клемм АКБ

Устранить налет с клемм аккумулятора можно различными способами:

  • механическим;
  • химическим;
  • комбинированным.

В последнем случае сначала устраняется основная масса окислов механическим путем, а остатки налета устраняются с помощью реагентов.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Удаление налета механическим способом

Для механической очистки потребуются:

  • наждачная бумага средней зернистости;
  • или металлическая щетка (или и то, и другое);
  • инструмент для удаления рыхлого слоя.

Сначала удаляется основная масса загрязнения. Потом с помощью наждачной бумаги или щетки контактные поверхности доводятся до чистого состояния.

Очищать надо как клеммы аккумулятора, так и зажимы на проводах бортсети. Поэтому перед началом работ надо снять провода с выводов аккумулятора.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Химический состав для чистки контактов

Чтобы удалить налет химическим способом, можно приобрести фирменный состав (например, бренда Liqui Molly или другой). Проблема в том, что эти очистители продаются большей частью в виде спреев (аэрозолей), и большая часть состава при нанесении распыляется мимо.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Очистка вывода с помощью пасты из соды и воды

Касательно самодельных составов, то самый простой и недорогой – сода, разведенная водой до кашицеобразного состояния. Паста имеет щелочную реакцию, поэтому растворяет оксиды, гидроксиды и сульфаты, не затрагивая чистый металл.

Не стоит применять для очистки кислотные составы. Они удаляют окислы, пожалуй, более эффективно, чем щелочи, но при этом могут растворять и металлические детали.

Более подробно описано в статье: Чистка клемм аккумулятора

Средства защиты после зачистки

После восстановления чистоты контактирующих поверхностей слой окислов может возникнуть вновь, если условия эксплуатации радикально не изменились. Для исключения этого неприятного явления, место контакта надо защитить от проникновения влаги и испарений других веществ. Проще всего это сделать, нанеся на узел смазку. Можно применить распространенные недорогие составы, такие, как Литол или солидол. Масляная пленка надежно защитит место контакта, а при необходимости слой смазки легко удаляется.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Защита места контакта консистентной смазкой

С другой стороны, в этом недостаток применения обычных смазывающих составов. Защиту легко удалить случайно, тогда клеммы останутся незащищенными.

Для защиты клемм лучше пользоваться специальными составами. Они дают более прочную пленку и окрашены в яркие цвета, что позволяет легко увидеть, куда попала смазка.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Защита клеммного узла специальным составом

Можно применять и современные смазывающие составы:

  • силиконовые смазки (лучше применять в пластичной форме);
  • смазки на основе меди;
  • восковые составы;
  • специальные лаки;
  • смазки на основе графита.

Менее подходят составы на основе тефлона (фторопласта). Они обладают повышенной текучестью, что в данной ситуации может вызвать проблему при нештатном затекании смазки между контактирующими поверхностями.

Любую смазку надо накладывать поверх собранного контактного узла. Оно не должно попадать на контактирующие поверхности. Это касается и так называемых токопроводящих составов – их электропроводность далека от идеальной.

Уход за аккумулятором для предотвращения окисления

Разобравшись с причинами появления налета на выводах батареи, можно предусмотреть их минимизацию или полное устранение. Чтобы избежать недозаряда, надо периодически контролировать напряжение на выводах АКБ, при необходимости заряжать аккумулятор от внешнего источника. Чтобы избежать перезаряда, надо контролировать напряжение бортсети при питании от генератора (с запущенным двигателем), при обнаружении повышения напряжения принимать необходимые меры (замена регулятора и т.п.).

Чтобы избежать испарения кислоты, надо беречь корпус батареи от механических повреждений. При обнаружении трещин и проломов их надо устранить, запаяв места повреждений путем с помощью кусочков пластика.

Если аккумулятор имеет обслуживаемое исполнение, надо следить, чтобы пробки были всегда хорошо затянуты, и испарение электролита этим путем было исключено.

При подключении аккумулятора всегда надо прикладывать достаточное усилие для затяжки болтов, чтобы исключить плохой контакт. А в процессе эксплуатации не помешает периодически проверять, хорошо ли затянуто крепление.

Как избежать окисления клемм на аккумуляторе: причины образования налета и способы его устранения
Затягивать болтовое соединение надо аккуратно, но с усилием

Воздействие окружающей среды исключить сложнее. Но если контактный узел защитить, как показано выше, наложением смазки или специального состава, то влияние влажности, температуры и окружающей среды на его состояние будет минимальным.

Аккумулятор, как и любой другой узел авто, требует к себе внимания. Оно же влечет за собой затраты времени (да и денег), но эти расходы многократно окупятся долгой службой автономного источника тока.

Фото аватара
Становой Алексей

Инженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Запитка
Добавить комментарий