Каждый автовладелец может столкнуться с неприятным фактом – в его машине сел аккумулятор. Ситуация не лучшая, но не требующая паники. Есть способы завести машину и с разряженной батареей. Главное – точно убедиться, что проблема в бортовом источнике питания.
Признаки разряженного аккумулятора
Симптомы полностью разряженного аккумулятора очевидны – автомобиль не реагирует на поворот ключа зажигания (не включаются приборы, не загораются лампочки, не щелкают реле и т.п.). Но если процесс не зашел так глубоко, промежуточное состояние разряженности аккумулятора можно определить по некоторым внешним признакам.
Автосигнализация
Иногда узнать, что аккумулятор заряжен не в полной мере, можно не садясь в автомобиль. Большинство автовладельцев пользуются автосигнализацией, блокирующей двери. При снятии с охраны устройство сигнализации выдает световой и звуковой сигнал, а также слышен звук срабатывания механической разблокировки дверей.
Если аккумулятор подсел, эти процессы могут проявляться непривычно:
- Световая сигнализация более тусклая, чем обычно.
- Звуковая сигнализация тише.
- Звук срабатывания механизма менее четкий, иногда двери могут совсем не разблокироваться.
Обнаружив эти явления, лучше сразу, до пуска двигателя, проверить состояние аккумулятора.
Автозвук
Автомагнитола при остановленном двигателе питается от бортсети, запитанной от батареи. Непривычно уменьшенная громкость на максимуме настроек говорит о том, что аккумулятор заряжен неполностью. Если же звук становится прерывистым, это явное проявление снижения уровня заряда и повод для немедленного тестирования и принятия мер.
Стартер
При попытке запустить двигатель с частично разряженным аккумулятором, стартер будет крутиться более вяло, чем обычно. Это можно определить по звуку и по затянутому старту. В холодное время года запуск может и не состояться.
Как проверить уровень заряда АКБ
Уровень заряда автомобильного аккумулятора определить несложно, если имеется мультиметр с режимом измерения постоянного напряжения или любой другой вольтметр с пределом не меньше 14 вольт DC. У свинцово-кислотной батареи напряжение разомкнутой цепи однозначно определяет уровень запаса энергии. Достаточно измерить выходной уровень при полностью отключенной нагрузке и свериться с таблицей.
Напряжение разомкнутой цепи, В | 12,6 и выше | 12,5 | 12,42 | 12,32 | 12,06 | 11,75 | 11,57 | 11,31 | 10,5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень запаса энергии, % | 100 | 90 | 80 | 70 | 50 | 30 | 20 | 10 | 0 |
Значения напряжения для различных уровней даны для температуры +25 градусов. Если измерения производятся при других значениях температуры батареи, надо сделать поправку. При снижении температуры на 10 градусов значение напряжения уменьшится примерно на 0,02 вольта.
На практике можно руководствоваться следующими цифрами:
- 12,5 В и выше – батарею можно нормально эксплуатировать;
- 12,2..12,4 В – желательно подзарядить (при первой возможности);
- 11,9..12,2 В – подзарядка нужна как можно быстрее;
- 11,9 и ниже – аккумулятор эксплуатировать нельзя.
Если батарею «загнать» в режим глубокого разряда, ее емкость снизится (пластины покроются слоем плохо растворимого сульфата свинца). В худшем случае аккумулятор выйдет из строя совсем.
Другой параметр, определяющий уровень заряда батареи – плотность электролита. Но способ измерения удельного веса более трудоемок, требует дополнительных мер предосторожности, и менее точен, так как плотность зависит от температуры, начальной концентрации серной кислоты и т.п.
Читайте: Как правильно проверить уровень электролита в аккумуляторе
Что делать когда аккумулятор сел
Если обнаружилось, что батарея села, надо принять необходимые меры. Они зависят от ближайших планов водителя.
Зарядка аккумулятора
Самый правильный путь в этом случае – зарядить аккумулятор полностью с помощью внешнего зарядного устройства. Теоретически для этого можно даже не отключать аккумулятор от бортсети – просто дотянуть к нему провода с зажимами от зарядного устройства. На самом деле так делать не следует:
- это приведет к излишней перегрузке зарядника;
- часть тока будет расходоваться не на заряд, а на потребителей бортсети, что затянет процесс по времени;
- на выходе зарядного устройства могут быть выбросы напряжения, совершено неполезные для электронных устройств автомобиля.
Поэтому лучше отключить от аккумулятора хотя бы плюсовую клемму (но почему бы не отключить тогда и минусовую, потому что так надежнее?). Еще лучше снять аккумулятор совсем. Времени эта операция займет немного, а ее выполнение позволит зарядить батарею в любом помещении – например, более теплом, куда нет возможности поставить автомобиль. К тому же в этом случае, скорее всего, понадобятся более короткие силовые провода, что позволит избежать излишних потерь напряжения и тока.
Более подробно в статье: Инструкция по зарядке автомобильного аккумулятора
Быстрый запуск двигателя (с разряженным АКБ)
Если зарядка невозможна, можно попробовать запустить двигатель другим способом. Например, «прикурить» стартер от другого автомобиля.
Этот процесс сопровождается множеством мифов, особенно, о необходимости строго соблюдения порядка подключения проводов. На самом деле очередность подключения не имеет никакого значения.
Все же рекомендуется сначала подключать плюсовую клемму (все равно, на каком из автомобилей), и ее же отключать первой по окончании процедуры. Это позволит минимизировать риск короткого замыкания при неосторожном обращении.
Но «прикуривать» не обязательно от другого автомобиля. Можно воспользоваться зарядно-пусковым устройством. В отличие от зарядного такой агрегат может выдать импульс тока, достаточный для прокрутки стартера (несколько десятков, а то и сотен ампер). Принцип тот же самый – провода от ЗПУ подключаются параллельно штатному разряженному аккумулятору, а дальше надо действовать по инструкции к пусковому устройству.
В интернете можно найти экзотические советы – например, «прикурить» от аккумулятора шуруповерта (или другого переносного электроинструмента). Принципиально этот совет не лишен смысла, и в безвыходной ситуации можно и попробовать. Если штатному аккумулятору не хватает совсем немного энергии для прокрутки стартера, в теории небольшой дополнительный импульс от гораздо менее емкой батареи может добавить недостающее усилие. Или, если напряжение батареи шуруповерта немного выше напряжения штатного аккумулятора, можно чуть-чуть подзарядить автомобильный источник тока – иногда может и помочь. Но полагаться на этот способ нельзя — гарантий, что он выручит в любой ситуации, нет.
Задача стартера при запуске двигателя состоит в том, чтобы провернуть вал мотора. Это можно сделать и другими способами. Например, толкнув автомобиль внешним источником силы (буксировкой или толчком машины мускульным усилием человека).
Запускать двигатель методом прокрутки двигателя можно только у автомобилей с ручной коробкой передач!
Перед началом буксировки надо:
- включить зажигание, чтобы не заблокировался руль;
- проверить, отпущен ли стояночный тормоз;
- выжав сцепление, включить вторую передачу (иногда рекомендуют третью или даже четвертую).
Дальше можно начинать движение. Как только автомобиль наберет скорость примерно 20 км/ч, надо отпустить педаль сцепления до момента старта. Почувствовав, что двигатель запущен, сцепление надо немедленно выжать вновь (чтобы мотор не заглох), выключить передачу и подать условный сигнал о прекращении буксировки. Запуск «с толкача» производится по такому же алгоритму, только третью-четвертую передачу лучше не включать – надо ограничиться второй. Потому что машину удастся разогнать до скорости не больше 5..10 км/ч.
Если нет возможности буксировать или толкать автомобиль, машину с ручной коробкой можно попытаться запустить, поставив ее так, чтобы одно из ведущих колес висело в воздухе (можно поддомкратить автомобиль, а можно найти подходящий бугорок или ямку).
Затем на шину этого колеса надо намотать буксировочный трос так, чтобы при его стягивании колесо крутилось так, как будто автомобиль движется вперед.
Дальнейшие действия:
- затянуть стояночный тормоз, убедившись, что автомобиль после пуска двигателя не стронется с места (для надежности можно подложить что-нибудь под колеса);
- вывернуть руль в сторону, противоположную той, на которой водитель будет стоять при пуске;
- включить передачу (вторую или выше).
Дальше надо энергично дернуть трос так, чтобы колесо закрутилось. Если передача включена, а водитель достаточно развит физически, провернется вал двигателя, и мотор может запуститься. После этого передачу надо выключить, как можно быстрее.
При использовании этого способа надо принять все меры предосторожности, чтобы автомобиль не начал движение в сторону стоящего снаружи водителя!
Запуск автомобиля с разряженной батареей вполне возможен. Но надо хорошо представлять себе, к чему могут привести неправильные действия. Это поможет избежать более серьезных проблем.