В публикациях в интернете и в технической литературе на автомобильную тему большое внимание уделяется процессу зарядки аккумуляторной батареи. Процесс разрядки же освещается не так часто. А эта процедура также требует внимательного и осознанного подхода.
Для чего нужно разряжать аккумулятор автомобиля
Разрядить заряженный автомобильный аккумулятор может пртребоваться в нескольких случаях:
- для проведения контрольно-тренировочного цикла (КТЦ);
- чтобы определить фактическую емкость батареи;
- для других целей.
Задачи могут быть совмещены. Так, во время проведения КТЦ можно замерить реальное состояние АКБ (остаточную емкость), что актуально для батарей «с пробегом». Процесс разряда длится несколько часов, поэтому проводить раздельно тренировку и тестирование может занять много времени.
До скольки вольт можно разряжать АКБ
Полностью заряженный свинцово-кислотный аккумулятор выдает на клеммах 12,6 вольт. При разряде происходят электрохимические реакции, результатом которых является выпадение кристаллов сульфата свинца. Это вещество не растворяется в воде и почти не растворяется в электролите.
В обычной ситуации при зарядке батареи происходят обратные реакции, и сульфат полностью растворяется (на самом деле, не всегда полностью). Если допустить разряд ниже 1,75 вольт на элемент (10,5 вольт для 12-вольтовой батареи), то при пополнении запаса энергии полной компенсации не произойдет, и часть сульфата останется виде налета на пластинах, «маскируя» часть полезной площади. Емкость АКБ при этом снижается. Поэтому напряжение в 10,5 вольт принято за нижний лимит разряда батареи, ниже которого разряжать АКБ нельзя.
Еще один вредный эффект от глубокого разряда проявляется при низких отрицательных температурах. При снижении плотности электролита он может замерзнуть, что приведет к разрыву пластин, осыпанию активной массы или даже разрыву корпуса.
Способы разрядки
Самый очевидный способ разрядить батарею – нагрузить ее с помощью подключения внешних потребителей. Также аккумулятор может потерять запас энергии посредством саморазряда, но этот способ с практической стороны не рассматривается. Процесс будет длится очень долго, контролировать его сложнее.
Не снимая с машины
Проще всего выполнить разряд батареи, не снимая ее с автомобиля и не отключая клемм. Сначала батарею надо полностью зарядить. Потом надо включить как можно больше штатных потребителей машины. К ним могут относиться (при наличии):
- фары;
- аварийную сигнализацию;
- музыкальную аппаратуру;
- обогрев стекол;
- отопление салона;
- подогрев сидений;
- другие нагрузки.
Неплохо содействует разрядке запуск двигателя, но злоупотреблять этим не стоит. Частый старт за короткий промежуток времени перегревает электродвигатель стартера, снижает его ресурс, да и на ресурс двигателя влияет не самым благоприятным образом.
Во время разряда надо постоянно контролировать напряжение на клеммах батареи:
- в начале процесса не реже, чем каждые полчаса;
- когда уровень снизится до 11 вольт – не реже, чем каждые 10..15 минут.
Бесконтрольность процесса может привести к глубокому разряду и потере аккумулятора.
Таким методом можно снизить уровень заряда для проведения контрольно-тренировочного цикла. Для определения фактической емкости разряд батареи без демонтажа с автомобиля не очень подходит, но если решение принято, то надо соблюсти пару условий:
- Нагружать аккумулятор надо теми потребителями, которые обеспечат равномерный ток разряда. Хорошо подходит для этого светосигнальное оборудование, устройства подогрева, электродвигатели и т.п. Не стоит использовать музыку, аварийную сигнализацию и других потребителей, мощность которых изменяется во времени. Это внесет значительные ошибки в расчет.
- Связано это требование с тем, что при замере емкости надо знать точный разрядный ток. Его можно примерно оценить, просуммировав мощность всех потребителей. Для этого, как минимум, ее надо знать. Если потребление подключенных нагрузок или части ее неизвестно, то фактический ток надо будет измерить (это лучше сделать и в том случае, если паспортная мощность оборудования известна – она может заметно отличаться от реальной).
Удобнее всего произвести замер токовыми клещами постоянного тока. Этот измерительный прибор не очень распространен, им оснащаются только дорогие профессиональные мультиметры. Поэтому проще измерить потребление обычным тестером в режиме измерения тока DC. Для этого придется снять одну клемму с батареи.
Надо стараться нагрузить аккумулятор так, чтобы ток составлял примерно 10% от емкости, но особой точности добиваться не стоит – фактическая емкость на момент измерения неизвестна, ее только предстоит выяснить. Меньший ток затянет процесс. Повышенная нагрузка разрядит аккумулятор слишком быстро, можно не уследить за приближением нижнего допустимого уровня. К тому же емкость зависит от разрядного тока, так что результаты, полученные при разных условиях, могут различаться.
Читайте также: Как мультиметром проверить какой заряд у аккумулятора
По достижении нижнего предела напряжения надо время разряда умножить на измеренный или вычисленный ток. Эта цифра даст фактическую емкость аккумулятора. Если известна мощность нагрузки, ее надо разделить на 12 (напряжение в вольтах) – так получается ток в амперах. Очевидно, что чем точнее известна нагрузка, тем точнее можно узнать реальную емкость.
После полного разряда батареи надо как можно быстрее пополнить запас энергии. Если наличия такой возможности не предполагается в течение часа-двух после замеров, лучше процедуру не проводить. за счет саморазряда батарея может уйти в глубокий разряд.
Снятый аккумулятор
Более правильно измерять емкость и проводить контрольно-тренировочный цикл на демонтированной с машины батарее. Это удобнее и позволяет провести замеры более точными способами. нагрузить АКБ можно резистором. Для аккумулятора, чья емкость оценивается в 50 А*ч, нужен разрядный ток около 5 ампер. Для этого сопротивление резистора должно приблизительно составлять R=U/I=12/5=2,4 Ома. На практике можно взять нагрузку от 2 до 3 ом, получив ток от 6 до 4 ампер. Мощность резистора должна быть P=U*I=12*5=60 ватт. такой резистор приобрести не так просто, его удобнее составить из нескольких параллельно включенных. Например, можно использовать шесть десятиваттников по 12..18 ом. Точно зная сопротивление и напряжение на клеммах, можно вычислить ток. Надо учитывать, что напряжение во время процедуры упадет с 12,6 до 10,5 вольт (на 20%), поэтому средний ток можно взять на 10% ниже расчетного. Такой точности для поставленной цели достаточно.
В домашних условиях в качестве контрольной нагрузки лучше применить не сопротивления, а автомобильные лампы на 12 вольт. Они более доступны (продаются в любом автомагазине), можно купить на различные номиналы и составить нагрузку любой мощности параллельным включением.
Для получения тока в 5 ампер нужна будет единичная лампа мощностью P=12*5=60 ватт, или несколько маломощных приборов, включенных параллельно. Еще одно преимущество – лампы служат стабилизатором тока. При падении напряжения в процессе разряда, их нити будут остывать, сопротивление нагрузки падать, что приведет к поддержанию тока примерно на одном уровне. Это повысит точность измерений. Также по снижению яркости свечения можно судить о приближении к завершению процедуры.
Замер емкости производится таким же методом, как и в предыдущем способе. Засекается время разряда и умножается на вычисленный или измеренный фактически ток. Во втором случае измерения также будут более точными.
Для наглядности рекомендуем тематические видеоролики.
разряд аккумулятора – процедура несложная. Но при ее проведении должно быть понимание особенностей процесса и строгий контроль параметров. В противном случае не избежать проблем и материальных потерь.
зачем измерять ток разрядный.лампочку повесил и следи мультиметром