Попытка неправильного подключение аккумулятора к бортсети автомобиля может принести немало бед. Начиная с невозможности присоединения батареи к клеммам машины, которая влечет невозможность запуска двигателя, заканчивая вероятностью возгорания в подкапотном пространстве. Избежать этих последствий поможет знание расположения клемм у конкретной модели АКБ.
Виды полярности их назначение и отличия
Полярностью аккумуляторной батареи не совсем верно называется расположение клемм относительно края корпуса АКБ. Также не совсем корректны понятия прямой и обратной полярности, но оба термина укоренились в быту и даже перекочевали в техническую литературу.
За прямую полярность аккумулятора для легкового автомобиля (обычно емкостью менее 110 А*ч) принято такое положение выводов, при котором плюсовой вывод (если повернуть батарею клеммами к себе, обычно с этой же стороны находится и шильдик с техническими данными) находится слева, а минусовой справа. Такая конструкция характерна для источников питания, предназначенных для эксплуатации на отечественных автомобилях или машинах азиатских и североамериканских фирм. Все АКБ, выпускаемые в СССР, имели такое расположение.
При обратной полярности клеммы расположены наоборот – плюс справа, минус слева. Такие аккумуляторы применяются на автомобилях европейской разработки. Также существует универсальный конструктив – выводы симметричны, АКБ при установке можно развернуть любой стороной.
У АКБ емкостью от 110 А*ч и выше, предназначенных для грузовых машин, автобусов и т.п., для определения полярности надо развернуть корпус (хотя бы мысленно) выводами от себя.
Тогда можно применить те же правила:
- У прямополярных АКБ «+» слева, «-« справа.
- У обратнополярных – отрицательная клемма слева, положительная справа.
У аккумуляторов универсальной конструкции выводы расположены по диагонали.
Рекомендуем прочесть: Типы автомобильных аккумуляторов и их обозначение
Методы определения полярности
Если полярность аккумулятора неизвестна, ее можно узнать. Для этого есть разные пути.
Визуально
Чтобы не перепутать полярность клемм, производители делают их разного размера. Это не касается лишь старых отечественных батарей – тогда выпускались аккумуляторы одного вида, и этот вопрос не был актуален. На текущий момент у клемм под зажим плюсовой терминал делается несколько больше. Разность в размерах заметна визуально, но в случае сомнений диаметр клемм можно измерить (например, штангенциркулем).
Это правило применяетcя для двух стандартов:
- Евро – А;
- Азия — B.
Если контакты резьбовые, то они по полюсности не различаются. Надо попробовать другие способы определения, например, по маркировке выводов или обозначению в технической документации или на шильдике.
Маркировка может быть нанесена прямо на выводы или рядом с ними.
Возможное обозначение полярности клемм | |||
---|---|---|---|
Плюс | + | P | Pos |
Минус | — | N | Neg |
Также надо поискать на корпусе аккумулятора или в сопроводительном паспорте следующие сведения.
Полярность | Возможное обозначение полярности аккумулятора | |||
---|---|---|---|---|
Прямая | П. п. | Российская, азиатская | 1 | L |
Обратная | О. п. | Европейская | 0 | R |
С помощью мультиметра
Самый надежный способ определения полярности – с помощью мультиметра в режиме вольтметра. Эти методом можно воспользоваться в случае сомнений или чтобы окончательно убедиться в правильности определения другими путями.
Если общий провод от разъема COM (обычно черный) подключить к предполагаемой минусовой клемме, а измерительный щуп (красный) к предполагаемой плюсовой, то на дисплее отобразится напряжение без знака перед цифрой. Если предположения не оправдались, и минусовой щуп подключен к плюсу (и наоборот), перед цифрой индицируется знак «минус».
Если тестер стрелочный, то при правильном подключении стрелка отклонится от нуля вправо, а при неверном – влево до ограничителя.
Подробно о замерах в отдельной статье: Как мультиметром проверить какой заряд у аккумулятора
Также можно посмотреть видео.
Если мультиметра под рукой нет, можно попробовать определить полярность аккумулятора экзотическими способами. Например, опустив провода от батареи в неметаллический сосуд с подсоленной водой. Вокруг минусового вывода начнется выделение пузырьков. Также можно найти советы различить полюса батареи, воткнув два провода в сырую картофелину. Около плюсового проводника поверхность посинеет.
На выводы новых АКБ часто устанавливаются колпачки:
- на плюсовую клемму красный;
- на минусовую клемму синий.
Также на колпачках имеется обозначение полярности. Проблема только, что перед установкой в автомобиль колпачки снимаются, а в дальнейшем теряются. Поэтому ими в большинстве случаев возможно пользоваться только при первом подключении АКБ.
Что будет если:
Перед покупкой (а иногда после нее, если приобретена не та модель) у автовладельцев могут возникнуть вопросы. Особенно часто они появляются у начинающих автомобилистов.
Подключить АКБ другой полярности
В теории можно подключить к автомобильной бортсети аккумулятор любой полярности. Они не различаются по физическим и функциональным свойствам, разница лишь в положении выводов. Главное, соблюсти полюсность – плюсовой провод должен быть подключен к плюсовой клемме АКБ, минусовой («масса») – к минусу. Для этого батарею надо развернуть так, чтобы положительная клемма оказалась на стороне положительного провода, минусовая – со стороны провода к «массе».
На практике, скорее всего, придется столкнуться с тем, что длины присоединительных проводов не хватит, чтобы осуществить такое «перекрестное» подключение. Удлинять силовые кабели разъемным или даже болтовым соединением (не говоря уж о скрутке) – плохая идея. Добавочный контакт внесет дополнительную проблемную точку в высокотоковой цепи. Потенциально это еще одна возможность окисления места соединения, повышения переходного сопротивления, как следствие – перегрева и падения части напряжения (особенно при старте двигателя). Этот путь можно использовать только тогда, когда нет иного выхода. Минусовой провод в этом случае проще всего заменить, подключив его к корпусу в ближайшем удобном месте. Можно применить отрезок проводника, применяемого для «прикуривания» — он имеет достаточное сечение и изготовлен из меди. С плюсовым проводом так не получится, проблему придется решать другим способом.
Перепутать полярность и подключить к клеммам авто
Просчитать полные последствия неправильного подключения трудно. Схема бортсети имеет довольно сложную конфигурацию, и пути тока обратного направления неисповедимы. Есть потребители, не чувствительные к полюсности питания (лампы накаливания светосигнального оборудования), а есть весьма требовательные – в основном это бортовая электроника. Если цепи питания электронных устройств имеют защиту от переполюсовки (хотя бы диод на входе), то ничего не должно произойти. Если защиты нет, нарушение полярности приведет к сверхтоку (практически к режиму короткого замыкания), что в лучшем случае вызовет перегорание предохранителя. В худшем – перегрев проводов, оплавление изоляции, выход дорогостоящего прибора из строя.
Также изменение полюсности приведет к изменению направления вращения некоторых двигателей, но не стартера. Схема с последовательным возбуждением не изменяет направление от полярности питания, поэтому двигатель, возможно, запустится (если он карбюраторный в старом автомобиле, где роль электроники сведена к минимуму). Но лучше этого не делать – встречное включение аккумулятора и генератора приведет к выходу из строя одного или сразу обоих источников питания, к оплавлению силовых проводов, а в худшем варианте – к возгоранию.
Особенно важно не перепутать полярность при запуске двигателя методом «прикуривания». В противном случае есть шанс получить два проблемных автомобиля.
Поэтому при покупке батареи надо обращать внимание не только на емкость и токоотдачу. Если купить АКБ с неправильной полярностью и попытаться ее все же подключить, денежные потери могут намного превысить стоимость собственно аккумулятора.