Многие автовладельцы сталкивались с неприятной ситуацией – при попытке утром завести автомобиль, выясняется, что аккумулятор сел. При этом вечером, перед постановкой авто на стоянку, он казался в порядке. Чтобы не попадать в такое положение, надо разобраться, почему аккумулятор быстро разряжается или не может полностью зарядиться.
- Неисправности в автомобиле
- Проблемы с генератором
- Большой ток утечки
- Диагностика и устранение причин разрядки АКБ
- Неисправности в аккумуляторной батарее
- Причины быстрой разрядки
- Признаки и проверка изношенного аккумулятора
- Когда имеет смысл восстанавливать АКБ
- Влияние климата на расход батареи
- Частые вопросы
Неисправности в автомобиле
Причиной того, что даже новый аккумулятор быстро теряет запасенную энергию, могут быть проблемы в автомобильной бортовой сети.
Проблемы с генератором
Энергию, потраченную аккумулятором на запуск двигателя авто, должен компенсировать генератор во время поездки. Проблема в том, что даже исправный генератор заряжает батарею малым током, а, значит, процесс должен длиться достаточное время. Если поездка короткая, то АКБ не успеет зарядиться. Задача усугубляется, если генератор неисправен и выдает пониженное напряжение или не выдает напряжения совсем. Тогда батарея заряжается еще медленнее или вообще не заряжается, а в худшем случае служит основным источником питания для бортсети и во время движения теряет запас энергии.
Большой ток утечки
Даже если двигатель автомобиля выключен, некоторые нагрузки бортсети потребляют электроэнергию. Это могут быть:
- штатные нагрузки (автосигнализация и т.п.);
- не выключенные или неправильно подключенные потребители (системы подогрева, автозвук и т.п.);
- нештатные потребители (неисправные электронные модули, токопроводящие «мосты» из загрязнений, поврежденная изоляция и т.п.).
Если сигнализация должна работать и при стоянке (и это надо учитывать при планировании поездок), то остальных потребителей надо вычислить и отключить (либо устранить неисправность).
Диагностика и устранение причин разрядки АКБ
Если аккумулятор быстро разряжается, в первую очередь надо проверить напряжение на его клеммах при запущенном двигателе. Нормально работающий генератор должен выдавать не менее 14,5 вольт. Ненормальную работу генератора иногда можно определить на слух – по свисту проскальзывающего приводного ремня. При этом генератор либо не вращается, либо вращается прерывисто. Причин обычно две:
- слабое натяжение ремня;
- заклинивание подшипников.
Первая проблема устраняется легко – надо подтянуть ремень согласно инструкции по эксплуатации машины. Чтобы проверить работоспособность подшипников, надо ослабить ремень, снять его и попробовать провернуть вал от руки. Он должен вращаться легко и плавно. Если нет – надо снимать генератор для замены подшипников.
Если автомобильный источник электроэнергии вращается нормально, а напряжения нет, проблема может быть в регуляторе напряжения или в выпрямительном мосте.
Чтобы продиагностировать реле-регулятор, его надо снять и осмотреть щетки. Если они изношены, узел надо полностью заменить.
Если щетки в порядке, надо собрать стенд для проверки работы регулятора. Он состоит из лампы на 12 вольт и регулируемого источника постоянного напряжения. При повышении напряжения выше 14,5 вольт лампочка должна гаснуть, а при обратном снижении – вновь загораться. Если этого не происходит, регулятор надо менять. Также не помешает осмотреть коллектор генератора – токосъемные кольца, о которые трутся щетки. Если они изношены, потребуется ремонт или замена.
Если узел регулятор и щеточный узел в порядке, возможен выход из строя диодов выпрямителя. Чтобы их проверить, надо снять плату с вентилями и продиагностировать их с помощью мультиметра. Неисправные диоды надо заменить (можно приобрести и установить новую плату).
Если генератор исправен и выдает номинальное напряжение, а аккумулятор быстро садится во время стоянки, вероятная причина – нештатное потребление электроэнергии. Искать место возникновения удобнее всего с помощью мультиметра с токоизмерительными клещами постоянного тока.
Перед поиском утечек надо вымыть аккумулятор. Паразитные токи могут идти по корпусу, и эти пути никаким амперметром не выявить.
Если батарея чистая и утечка по корпусу исключена, сначала надо измерить ток на плюсовом проводе аккумулятора. Если он превышает разумное значение (1..2 ампера), потребляемое автосигнализацией и другими маломощными потребителями в состоянии покоя, надо искать нештатную нагрузку. Для этого измеряется ток во всех проводах к каждому потребителю. Там, где расход электроэнергии против ожидания велик, надо анализировать причину и искать проблему. Если это неисправный электронный блок, его надо отремонтировать или заменить.
Если утечка спровоцирована загрязнением (например, масляным пятном, к которому прилипла токопроводящая пыль), надо отмыть грязь. Если проблема в поврежденной изоляции, ее надо восстановить или заменить участок проводки.
Неисправности в аккумуляторной батарее
Не всегда аккумулятор быстро разряжается из-за неисправностей в бортовой электрической сети машины. Иногда проблема кроется в самой батарее.
Причины быстрой разрядки
Быстрая разрядка АКБ зачастую означает потерю емкости – батарея становится неспособной запасать энергию в нужном количестве. Причины могут быть разными:
- Пластины покрылись налетом сульфата свинца. На самом деле образование PbSO4 – естественный процесс при эксплуатации аккумуляторных батарей. При отдаче энергии сульфаты образуются, при пополнении – расходуются. Эти процессы практически никогда не идут симметрично, поэтому со временем слой кристаллов сульфата свинца нарастает на пластинах, уменьшая их полезную площадь.
- Во время эксплуатации пластины постепенно корродируют, за счет этого также уменьшается их площадь. Процесс можно ускорить повышенной плотностью электролита.
- Если плотность жидкого реагента, наоборот, занижена, аккумулятору может просто не хватить серной кислоты для завершения полного заряда. В этом случае также наблюдается уменьшению емкости.
- Осыпание активной обмазки тоже ведет к снижению способности АКБ запасать энергию. Это может произойти в результате механического воздействия (ударов, падений) или пересыхания массы в результате сниженного уровня электролита.
Вечных аккумуляторов не бывает, однако, срок службы батареи реально продлить внимательным отношением к его состоянию.
Признаки и проверка изношенного аккумулятора
Основной (да и, пожалуй, единственный) признак изношенного аккумулятора – его быстрая разрядка. При этом заряжается батарея также очень быстро, что можно заметить при зарядке вне автомобиля от ЗУ. Единственный способ проверить реальную емкость батареи – провести контрольный разряд. Для этого понадобятся:
- нагрузка, создающая ток примерно равный 20% от предполагаемой остаточной емкости АКБ (особо точно подбирать не надо, все равно фактическая текущая емкость неизвестна);
- амперметр и вольтметр (можно пользоваться тестером, поочередно переключая его из одного режима в другой).
В качестве нагрузки удобно использовать автомобильные лампы накаливания на 12 вольт:
- легко доступны;
- можно соединять параллельно, набирая любую мощность нагрузки;
- склонны стабилизировать ток в цепи за счет снижения накала при уменьшении напряжения.
Если проверяется, например, батарея начальной емкостью 60 А*ч и предполагается потеря 50% емкости, то потребуется лампа мощностью P=U*I*0,2=(60*0,5)*12*0,2=6 ватт.
Светодиодные лампы в качестве нагрузки лучше не применять. Их основное достоинство – малый ток потребления – в данном случае качество неполезное. Для набора нужной нагрузки понадобится много элементов, в противном случае процесс затянется надолго.
Сначала батарею надо полностью зарядить. Если процесс выполняется стабильным током, уже можно приблизительно оценить остаточный ресурс АКБ. Потом надо собрать схему согласно рисунку, засечь время начала разрядки и каждые 10-15 минут контролировать и записывать напряжение и ток. По достижении напряжения на клеммах батареи 10,6 вольт процесс следует немедленно прекратить и остановить таймер. Дальше по итогам записей можно вычислить средний ток разряда и определить фактическую емкость батареи по формуле C=I*t, где:
- С – емкость батареи, А*ч;
- I – средний ток, А;
- t – время разряда до 10,6 вольт, ч.
Например, если батарея разряжалась током 3 ампера (лампа на 36 ватт)в течение 11 часов, то реальная емкость составит 33 А*ч. Если начальная емкость АКБ была 55 А*ч, то остаточная составит 60%.
Когда имеет смысл восстанавливать АКБ
Если АКБ потеряла емкость в результате осыпания активной намазки или разрушения пластин, то нет резона заниматься ее реанимацией. Понадобится сложный ремонт, требующий высокой квалификации мастера.
Если емкость батареи снизилась в результате сульфатации, то налет сульфатов можно попытаться устранить. Это зачастую дает эффект. Сделать это можно различными способами. Например, если после контрольного разряда выполнить полную зарядку аккумулятора, получится контрольно-тренировочный цикл (КТЦ). Его результатом может стать частичное растворение налета PbSO4. Можно провести подряд несколько КТЦ, каждый раз оценивая темпы восстановления емкости. По итогам двух-трех циклов можно принять решение о целесообразности дальнейшей реанимации аккумулятора.
Также можно произвести десульфатацию электрохимическим способом с помощью специального устройства – десульфататора. Пригоден для проведения процедуры и зарядник для АКБ, имеющий такую функцию.
Радикально удалить налет сульфатов можно химическим путем. Например, с помощью препарата «Трилон Б».
Влияние климата на расход батареи
Многие параметры аккумулятора зависят от температуры окружающей среды, Это надо учитывать при эксплуатации батареи в различных климатических условиях. Так, в холодном климате, характерном для значительной части территории РФ, при снижении температуры снижается скорость химических реакций в АКБ, что ведет к снижению пускового тока. А так как смазочное масло при охлаждении становится более густым, то в период холодов пуск двигателя затрудняется и затягивается.
Одновременно имеет место снижение емкости АКБ. По разным оценкам, снижение в среднем составляет 1% на 1◦С. В итоге емкость аккумулятора, проведшего ночь на улице и остывшего до зимних температур, может снизиться вдвое. Все это надо учитывать при эксплуатации батареи и уделять больше внимания состоянию АКБ в холодное время года.