Контроль состояния аккумулятора – важная составляющая исправности автомобиля и безопасности движения. Приборы для измерения параметров не всегда бывают под рукой, поэтому для оценки кондиций батареи многие производители оснащают свои изделия встроенным индикатором – «глазком».
Назначение и принцип работы индикатора
![Цвета обозначения индикатора заряда на автомобильном аккумуляторе](https://zapitka.ru/wp-content/uploads/2023/03/word-image-3977-1.jpg)
Внешне такой индикатор выглядит, как линза, встроенная в верхнюю часть корпуса аккумулятора. Некоторые автовладельцы считают, что внутри расположена лампочка или светодиод, сигнализирующие о состоянии батареи (иногда в разговорной речи индикатор так и называют — лампочкой). На самом деле, никаких светоизлучающих приборов внутри не имеется. По принципу действия этот датчик схож с поплавковым ареометром – разноцветные поплавки всплывают при различной плотности электролита.
Эта величина, характеризующая концентрацию серной кислоты в дистиллированной воде, может многое сказать о состоянии аккумулятора. Так, у полностью заряженной АКБ плотность жидкого реагента намного больше, чем у разряженного. Если подобрать поплавки так, что они будут всплывать или тонуть при граничных значениях концентрации, получится устройство, способное индицировать кондиции батареи.
Бывают случаи, когда плотность электролита далека от нормальной из-за испарения воды и нарушения соответствия компонентов. Эту ситуацию также можно отследить с помощью поплавкового ареометра. Наконец, уровень электролита может быть ниже установленной границы. В этом случае поплавки также смогут дать полезную информацию.
Чтобы цвет всплывающего поплавка был хорошо виден, в ареометре обустроена оптическая система, состоящая из кольцевой призмы и линзы. Шарик, расположенный ближе к линзе, виден в виде маленького круга, а расположенный в нижней зоне – в виде большого круга, его окраска будет преобладать.
Расшифровка цветов индикатора
Чаще всего ареометрический индикатор имеет двухпоплавковую конструкцию с красным и зеленым поплавками. Такое сочетание легко ассоциируется с ненормальным и нормальным режимами соответственно. Встречается конструкция и с одним – обычно, зеленым – шариком-поплавком.
Зеленый
В любой конструкции зеленый цвет означает штатные кондиции аккумулятора. Плотность поплавка этого цвета подобрана так, что он всплывает при нормальной плотности (и при номинальном уровне) электролита.
![Цвета обозначения индикатора заряда на автомобильном аккумуляторе](https://zapitka.ru/wp-content/uploads/2023/03/c-users-lashov-documents-zelenyj-poplavok-jpg.jpeg)
Красный
Красный цвет воспринимается, как цвет опасности. В системе из двух поплавков красный остается на плаву даже в случае снижения плотности раствора серной кислоты, а вот зеленый шарик в такой ситуации тонет. Через глазок виден только красный цвет.
![Цвета обозначения индикатора заряда на автомобильном аккумуляторе](https://zapitka.ru/wp-content/uploads/2023/03/c-users-lashov-documents-krasnyj-poplavok-jpg.jpeg)
Иная ситуация – уровень электролита снизился настолько, что красный шарик снизился до такого положения, что стал виден крупно в смотровом глазке. Это тоже нештатная ситуация, требующая принятия срочных мер.
![Цвета обозначения индикатора заряда на автомобильном аккумуляторе](https://zapitka.ru/wp-content/uploads/2023/03/c-users-lashov-documents-krasnyj-poplavok-jpg-1.jpeg)
Белый
Если в однопоплавковой системе уровень раствора серной кислоты снизился настолько, что ушел из плоскости, в которой сфокусирована система, в глазок виден белый цвет. Это цвет пластиковых деталей, из которых изготовлен ареометр. В этом случае надо принять меры по восстановлению уровня жидкости (обычно, потребуется долить дистиллированную воду).
![Цвета обозначения индикатора заряда на автомобильном аккумуляторе](https://zapitka.ru/wp-content/uploads/2023/03/word-image-3977-5-e1677779065225.png)
Черный
В однопоплавковых системах при снижении уровня электролита зеленый шар уходит под поверхность жидкости, и через линзу видна поверхность жидкого реагента. Ее цвет воспринимается глазом, как черный. Это означает, что необходима срочная подзарядка.
![Цвета обозначения индикатора заряда на автомобильном аккумуляторе](https://zapitka.ru/wp-content/uploads/2023/03/word-image-3977-6-e1677779102268.png)
Еще один вариант – белая деталь, которая должна быть видна при низком уровне электролита, загрязнилась продуктами электрохимических реакций или частицами активной массы, опадающими с пластин. Если его цвет стал близок к черному, рассмотреть его через линзу будет практически невозможно.
![Цвета обозначения индикатора заряда на автомобильном аккумуляторе](https://zapitka.ru/wp-content/uploads/2023/03/word-image-3977-7.jpg)
Чтобы не запутаться в цветах, производители наносят таблицу с обозначением состояния аккумулятора. Обычно она расположена на корпусе АКБ рядом с глазком датчика.
Причины неверных показаний датчика
На самом деле особой точности от ареометрического индикатора заряда аккумулятора автомобиля ждать не стоит. В первую очередь, потому, что плотность электролита является функцией не только степени заряженности батареи, но и других параметров, например, температуры. При ее росте плотность электролита падает, и наоборот. Может получиться так, что после прогрева подкапотного пространства (при езде или при переустановке автомобиля с улицы в теплый бокс) у аккумулятора с относительно нормальным состоянием плотность упадет так, что индикатор будет показывать проблему.
Еще надо учитывать, что индикаторный глазок устанавливается только в одну ячейку. В ней может быть все нормально, а в соседней банке, например, уровень электролита упадет до недопустимого уровня.
Наконец, мало кто из производителей делает конструкцию ареометра сверхнадежной. В этом нет смысла, ведь срок службы АКБ ограничен, а увеличение стоимости из-за исполнения глазка — необязательной опции — ведет к потере конкурентоспособности. По этой причине не исключены поломки индикатора, застревания поплавков в крайних или промежуточных положениях, что приводит к неверным показаниям.
И, конечно, надо учитывать, что стандартов относительно показаний индикатора нет. Одни производители могут взять за нижнюю границу 50% плотности, другие – 70%.
Следовательно, отнести подобный датчик к приборам, точно и однозначно определяющим состояние аккумулятора нельзя. Тем не менее, для экспресс-анализа обстановки глазок вполне пригоден. По крайней мере, его показания являются поводом для более точной проверки батареи с помощью измерительных приборов.