Состояние клемм аккумуляторной батареи автомобиля – важная составляющая общей надежности системы электроснабжения. От исправности терминалов зависит стабильность запуска двигателя и устойчивость зарядки АКБ. Поврежденные выводы надо отремонтировать как можно быстрее.
Восстановление
Речь пойдет об аккумуляторах со свинцовыми клеммами под зажим. Наиболее простая ситуация – если вывод покрыт налетом окислов. В этом случае его надо просто зачистить наждачной бумагой. В процессе надо следить, чтобы диаметр терминала не уменьшился более, чем на 1 мм. В противном случае зажим от провода бортсети автомобиля может не обеспечить надежный контакт даже при полной затяжке. Если пришлось сточить терминал на 2-3 мм или после очистки обнаружились глубокие обширные раковины, уменьшающие площади пятна контакта, недостающий металл можно напаять.
В такой ситуации восстановление клемм аккумулятора можно выполнить с помощью мощного паяльника (100 ватт или больше) с применением припоя с высоким содержанием свинца (ПОС-30). В качестве флюса подойдет паяльный жир или канифоль. Кислотные флюсы применять не следует – полностью удалить агрессивный состав не удастся. Незамеченные остатки со временем вызовут коррозионные процессы в металле.
В интернете можно найти советы развальцевать клемму, если у нее уменьшился диаметр. Эта рекомендация не самая лучшая. Вывод сделан из не самого прочного материала, и физическое воздействие может повредить клемму. Если она просто отломится – это не самый плохой вариант. Хуже, если клемма получит незаметные повреждения. Коррозия поможет выводу разрушиться, и он сломается в неподходящий момент.
Читайте также: Как очистить клеммы аккумулятора
Если клемма выполнена по стандарту А (Европа) и ее диаметр в результате обточки значительно уменьшился, можно воспользоваться переходными колпачками со стандарта B. Недостаток этого варианта – возникновение дополнительного контактного перехода, потенциально еще одного источника проблем.
Когда нужно менять
Если вывод отломился под корень, его можно наплавить. Эту же операцию целесообразно выполнить, если клемма разрушена на 50% или более. Сделать это можно разными способами, но в любом случае потребуются:
- припой с высоким содержанием свинца;
- канифоль или паяльный жир;
- оправка.
Оправку надо сделать примерно по форме вывода, но с запасом по размеру в 1..2 мм – клемме придется придавать окончательную форму путем обточки. Сделать ее можно из тонкого металла, подойдет даже материал консервной банки.
Оправка устанавливается на обломок вывода. Чтобы избежать локального перегрева, ее можно обложить пастой из толченого мела или гипса (или подобного материала), смешанного с водой. Эта смесь послужит теплоотводом. Дальнейший путь выбирается исходя из наличия инструментов и приспособлений:
- Если имеется мощный паяльник (от 100 ватт), можно наполнить оправку кусочками припоя, смешанного с кусочками флюса. Дальше надо прогреть смесь до полного расплавления жалом паяльника, постоянно перемешивая расплав. Операцию можно проводить поэтапно, в несколько шагов наращивая клемму до заполнения формы. Когда оправка заполнится припоем доверху, ей надо дать остыть. Затем форма снимается, выводу придается форма и размеры с помощью напильника.
- Вместо паяльника можно использовать небольшую горелку. Процесс принципиально не отличается от описанного, но здесь поэтапное исполнение более желательно. Горелкой перемешивать нагреваемые куски припоя не получится, а прогревать заполненную форму сверху донизу – долго. Можно создать локальный излишний локальный перегрев.
- Если нет паяльника или горелки, но есть плита или печка, то расплавить припой можно в отдельной небольшой емкости, и залить его в оправку. В нее заранее надо положить немного флюса. После остывания и снятия формы надо привести размеры получившегося вывода к стандартным.
- Также можно расплавить припой с помощью электрической дуги. Этот способ, пожалуй, крайний случай при отсутствии других возможностей. Дугу можно создать с помощью ремонтируемого аккумулятора. К уцелевшему выводу надо подключить угольный электрод, который можно извлечь, например, из отслужившей батарейки. Подключаться надо тонким проводом – он ограничит ток в цепи. Минус этого способа в том, что придется испытывать аккумулятор на работу в режиме короткого замыкания, и существует реальный риск вывести его из строя.
Советуем также посмотреть видео-уроки.
Как не допустить повторного разрушения
В первую очередь надо бережно относиться к клеммам батареи:
- не допускать глубокого окисления, своевременно очищать от налета окислов или сульфатов;
- беречь выводы от ударов посторонними предметами;
- не прикладывать механических усилий.
На последний пункт надо обратить особенное внимание. Излишние силовое воздействие автовладельцы могут применять при съеме «прикипевшего» зажима. Не всегда это ведет к явной проблеме, когда терминал батареи полностью отламывается. Расшатывание клеммы может вызвать невидимые глазу микротрещины, в которых любит скапливаться влага или конденсироваться пары кислоты. Через некоторое время клемма корродирует изнутри настолько, что отвалится при небольшом воздействии.
Для уменьшения вероятности коррозии (включая резьбу) или образования налета соединительный узел можно защитить смазкой. Такая защита не позволит разъемным деталям прикипеть, и, при необходимости, зажим легко снимется с клеммы. Подойдут старые проверенные консистентные составы Литол или Солидол или специализированные средства.
Смазку надо накладывать на собранное соединение так, чтобы она защищала узел сверху, а также предохраняла от попадания влаги на резьбовую часть зажима. Нельзя допускать попадания состава на контактирующие поверхности.
Ремонт клеммы аккумулятора – процедура не очень сложная, но трудоемкая. Лучше не доводить батарею до необходимости восстановления, а внимательно к ней относиться. В этом случае она прослужит долго и без проблем.