Как восстановить клемму на автомобильном аккумуляторе

Состояние клемм аккумуляторной батареи автомобиля – важная составляющая общей надежности системы электроснабжения. От исправности терминалов зависит стабильность запуска двигателя и устойчивость зарядки АКБ. Поврежденные выводы надо отремонтировать как можно быстрее.

Восстановление

Речь пойдет об аккумуляторах со свинцовыми клеммами под зажим. Наиболее простая ситуация – если вывод покрыт налетом окислов. В этом случае его надо просто зачистить наждачной бумагой. В процессе надо следить, чтобы диаметр терминала не уменьшился более, чем на 1 мм. В противном случае зажим от провода бортсети автомобиля может не обеспечить надежный контакт даже при полной затяжке. Если пришлось сточить терминал на 2-3 мм или после очистки обнаружились глубокие обширные раковины, уменьшающие площади пятна контакта, недостающий металл можно напаять.

Как восстановить клемму на автомобильном аккумуляторе
Глубокие раковины на контактной поверхности.

В такой ситуации восстановление клемм аккумулятора можно выполнить с помощью мощного паяльника (100 ватт или больше) с применением припоя с высоким содержанием свинца (ПОС-30). В качестве флюса подойдет паяльный жир или канифоль. Кислотные флюсы применять не следует – полностью удалить агрессивный состав не удастся. Незамеченные остатки со временем вызовут коррозионные процессы в металле.

В интернете можно найти советы развальцевать клемму, если у нее уменьшился диаметр. Эта рекомендация не самая лучшая. Вывод сделан из не самого прочного материала, и физическое воздействие может повредить клемму. Если она просто отломится – это не самый плохой вариант. Хуже, если клемма получит незаметные повреждения. Коррозия поможет выводу разрушиться, и он сломается в неподходящий момент.

Читайте также: Как очистить клеммы аккумулятора

Если клемма выполнена по стандарту А (Европа) и ее диаметр в результате обточки значительно уменьшился, можно воспользоваться переходными колпачками со стандарта B. Недостаток этого варианта – возникновение дополнительного контактного перехода, потенциально еще одного источника проблем.

Как восстановить клемму на автомобильном аккумуляторе
Колпачки-переходники.

Когда нужно менять

Если вывод отломился под корень, его можно наплавить. Эту же операцию целесообразно выполнить, если клемма разрушена на 50% или более. Сделать это можно разными способами, но в любом случае потребуются:

  • припой с высоким содержанием свинца;
  • канифоль или паяльный жир;
  • оправка.

Оправку надо сделать примерно по форме вывода, но с запасом по размеру в 1..2 мм – клемме придется придавать окончательную форму путем обточки. Сделать ее можно из тонкого металла, подойдет даже материал консервной банки.

Как восстановить клемму на автомобильном аккумуляторе
Изготовление формы-оправки.

Оправка устанавливается на обломок вывода. Чтобы избежать локального перегрева, ее можно обложить пастой из толченого мела или гипса (или подобного материала), смешанного с водой. Эта смесь послужит теплоотводом. Дальнейший путь выбирается исходя из наличия инструментов и приспособлений:

  1. Если имеется мощный паяльник (от 100 ватт), можно наполнить оправку кусочками припоя, смешанного с кусочками флюса. Дальше надо прогреть смесь до полного расплавления жалом паяльника, постоянно перемешивая расплав. Операцию можно проводить поэтапно, в несколько шагов наращивая клемму до заполнения формы. Когда оправка заполнится припоем доверху, ей надо дать остыть. Затем форма снимается, выводу придается форма и размеры с помощью напильника.
  2. Вместо паяльника можно использовать небольшую горелку. Процесс принципиально не отличается от описанного, но здесь поэтапное исполнение более желательно. Горелкой перемешивать нагреваемые куски припоя не получится, а прогревать заполненную форму сверху донизу – долго. Можно создать локальный излишний локальный перегрев.
  3. Если нет паяльника или горелки, но есть плита или печка, то расплавить припой можно в отдельной небольшой емкости, и залить его в оправку. В нее заранее надо положить немного флюса. После остывания и снятия формы надо привести размеры получившегося вывода к стандартным.

    Как восстановить клемму на автомобильном аккумуляторе
    Заливка расплавленного припоя.
  4. Также можно расплавить припой с помощью электрической дуги. Этот способ, пожалуй, крайний случай при отсутствии других возможностей. Дугу можно создать с помощью ремонтируемого аккумулятора. К уцелевшему выводу надо подключить угольный электрод, который можно извлечь, например, из отслужившей батарейки. Подключаться надо тонким проводом – он ограничит ток в цепи. Минус этого способа в том, что придется испытывать аккумулятор на работу в режиме короткого замыкания, и существует реальный риск вывести его из строя.

    Как восстановить клемму на автомобильном аккумуляторе
    Наплавка с помощью угольного электрода.

Советуем также посмотреть видео-уроки.

Как не допустить повторного разрушения

В первую очередь надо бережно относиться к клеммам батареи:

  • не допускать глубокого окисления, своевременно очищать от налета окислов или сульфатов;
  • беречь выводы от ударов посторонними предметами;
  • не прикладывать механических усилий.

На последний пункт надо обратить особенное внимание. Излишние силовое воздействие автовладельцы могут применять при съеме «прикипевшего» зажима. Не всегда это ведет к явной проблеме, когда терминал батареи полностью отламывается. Расшатывание клеммы может вызвать невидимые глазу микротрещины, в которых любит скапливаться влага или конденсироваться пары кислоты. Через некоторое время клемма корродирует изнутри настолько, что отвалится при небольшом воздействии.

Читайте также

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле

 

Для уменьшения вероятности коррозии (включая резьбу) или образования налета соединительный узел можно защитить смазкой. Такая защита не позволит разъемным деталям прикипеть, и, при необходимости, зажим легко снимется с клеммы. Подойдут старые проверенные консистентные составы Литол или Солидол или специализированные средства.

Как восстановить клемму на автомобильном аккумуляторе
Защита контактного узла с помощью смазки.

Смазку надо накладывать на собранное соединение так, чтобы она защищала узел сверху, а также предохраняла от попадания влаги на резьбовую часть зажима. Нельзя допускать попадания состава на контактирующие поверхности.


Ремонт клеммы аккумулятора – процедура не очень сложная, но трудоемкая. Лучше не доводить батарею до необходимости восстановления, а внимательно к ней относиться. В этом случае она прослужит долго и без проблем.
Фото аватара
Становой Алексей

Инженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Запитка
Добавить комментарий