Поставить аккумулятор на автомобиль и подключить его не так сложно, если нет проблем с поднятием тяжестей, по весу сравнимых с двумя ведрами воды. Но надо соблюдать определенные правила, тогда получится избежать некоторых неприятных ситуаций.
Необходимый инструмент
Всего понадобится два ключа:
- На 10 для затягивания зажимных разъемов.
- На 13 или на 14 (в зависимости от конструкции автомобиля) – для затяжки крепления аккумулятора.
Лучше использовать не рожковые ключи, а накидные или трубчатые («головки»). У обычных ключей усилие на гайку или головку болта передается только по двум поверхностям. При затрудненном отворачивании или затягивании (а вероятность этого существует, так как метизы эксплуатируются во влажных и жарких условиях) существует риск повредить гайку или болт. Это выльется в определенную проблему.
Также надо иметь в виду, что при европейском способе фиксации АКБ понадобится длинный трубчатый ключ, так как крепление производится за «юбку» в нижней части АКБ, куда еще надо дотянуться.
Подготовка аккумулятора
Перед подключением надо убедиться, что аккумулятор полностью заряжен. Надеяться на то, что батарея дозарядится при езде, не стоит, особенно, если предстоят поездки по городу. Если напряжение холостого хода ниже 12,6 вольт, надо поставить батарею на зарядку. Также не помешает после зарядки проверить уровень и плотность электролита.
Если аккумулятор не новый, совсем не лишним будет проведение контрольно-тренировочного цикла. КТЦ нужен, чтобы точно знать состояние АКБ и быть уверенным, что она не подведет в самый неожиданный момент.
Если все в порядке, перед установкой надо осмотреть батарею на предмет повреждений корпуса и его чистоты. Загрязнения надо смыть, так как они могут служить причиной утечки тока. Для этого АКБ надо протереть сухой салфеткой или тканью, а неудаленный остаток смыть с помощью моющих средств и дать батарее окончательно высохнуть. Налет на клеммах удаляется механическим или химическим способом (с помощью пасты из воды и поваренной соды).
Монтаж и крепление АКБ
Батарею надо поставить на посадочный поддон – так же, как стоял старый аккумулятор. При выборе АКБ надо обращать внимание на способ крепления:
- у автомобилей европейской разработки аккумулятор крепится за выступ в нижней части корпуса;
- у азиатских и отечественных машин – планкой сверху.
Второй способ более универсальный, с его помощью можно зафиксировать почти любую батарею.
Если на автомобиле предусмотрено крепление с помощью планки, есть смысл заменить гайки на «барашки», чтобы в дальнейшем проводить операции по монтажу или демонтажу без гаечного ключа.
Батарею надо установить с соблюдением полярности – чтобы минусовой вывод был на стороне черного провода, а плюсовой – на стороне красного. В противном случае правильно подключить установленный аккумулятор будет почти невозможно. Потом надо затянуть гайки надежно, но без излишних усилий.
Подключение клемм
С гальванической точки зрения порядок подключения клемм АКБ не имеет никакого значения. Если к батарее не подсоединить оба провода, потребители не будут запитаны. Существует мнение, что если первой подключить минусовую клемму (проводник в черной изоляции), то положительный (красный) провод может задеть корпус и произойдет короткое замыкание. На самом деле это не так. КЗ не произойдет, потому что на положительном зажиме от бортсети еще не будет напряжения.
Реальная опасность при присоединении (когда минус подключен, а плюс накинут и зажимается ключом) – задеть инструментом одновременно положительный вывод и корпус. В этом случае короткого замыкания не миновать.
Поэтому имеет смысл очередность подключения, когда первым подсоединяется красный провод, а только потом минус. При обратном порядке надо всего лишь соблюдать предельную внимательность.
Это относится, естественно, к случаю, когда АКБ снимается и монтируется при заглушенном двигателе. Если мотор запущен, бортсеть запитана от генератора, и касание плюсовым проводом корпуса вызовет КЗ. Но работа двигателя автомобиля без подключенного аккумулятора крайне нежелательна, поэтому данный вариант встречается редко.
В видео показана установка Быстрозажимной клеммы.
Что делать в нестандартных ситуациях
Не всегда все идет гладко и по инструкции. Металлы имеют свойство корродировать и разрушаться. Батареи стареют, теряют ресурс. Если даже делать все по инструкции, не факт, что при установке аккумулятора не будет проблем.
Заржавевшее крепление
Крепления могут заржаветь, и ослабить (затянуть) винты сразу может не получиться. Эта проблема, скорее всего, даст о себе знать еще при снятии аккумулятора, но не всегда. Если между демонтажом и монтажом прошло достаточно много времени, то столкнуться с затруднением можно и при установке АКБ. Излишнее усилие здесь прикладывать не надо – можно «слизать» грани застрявшей гайки, тогда проблема только усугубится. Лучше всего воспользоваться химическими методами.
Читайте также: Очистка клемм аккумулятора на автомобиле
В автомобильных магазинах продаются средства различных брендов под общим названием «Жидкий ключ». Можно купить такой аэрозоль и применить его согласно инструкции. В большинстве случаев резьбовые соединения легко открутятся или затянутся.
Менее эффективно, но вполне приемлемо действует широко распространенный состав WD-40, представляющий собой, в основном, раствор легких масел в керосине. За счет этого средство имеет высокую проникающую способность, хорошо приникает в резьбу. Но потребуется некоторое время после нанесения, иногда довольно длительное.
Если специальных составов под рукой нет, можно воспользоваться и другими веществами:
- керосином;
- тормозной жидкостью;
- кислотой;
- другими составами или веществами.
Кислоту лучше применять не самую активную (лимонную, фосфорную и т.п.), но в гараже зачастую проще найти серную – ее раствор служит электролитом. В этом случае важно не передержать ржавую резьбу в кислоте, чтобы не начал разъедаться металл.
Прогревать резьбу, чтобы открутить гайку, не стоит – паяльником сложно прогреть довольно массивную металлическую конструкцию, а горелкой трудно получить локальный прогрев. Можно расплавить материал корпуса аккумулятора.
Поврежденные клеммы
Клеммы аккумулятора выполняют из мягкого свинцового сплава. Их можно повредить даже не очень большим физическим воздействием. Кроме этого, они могут подвергаться коррозии, а после зачистки может оказаться, что образовавшиеся раковины на поверхности очень велики и снижают площадь контакта с зажимами бортсети, или вообще невозможно зажать терминал провода.
В такой ситуации раковины можно попытаться запаять, залив их припоем с высоким содержанием свинца (ПОС-30 или подобным). Понадобится паяльник помощнее (80, а лучше 100 или больше ватт) и флюс на основе канифоли. Покрытую флюсом клемму прогревают и заливают раковины припоем. Потом терминал надо обработать напильником для придания первоначальной формы.
Если повреждение серьезнее или вывод при демонтаже обломился полностью, то придется сделать оправку по форме исправной клеммы. Оправку надо надеть на остаток вывода батареи, наполнить кусочками припоя и твердого флюса и прогреть с помощью мощного паяльника или горелки. После расплавления и последующего затвердевания припоя оправка снимается, клемме придается нужная форма.
Почему автомобиль не заводится
Если автомобиль заведомо исправен, а после подключения батареи не заводится, в первую очередь надо проверить правильность полюсности подключения. Ее несложно перепутать, если при покупке выбран аккумулятор с неверной полярностью. А лучше обратить на это внимание еще перед установкой, так как попытка запуска при неверном подключении может вывести из строя устройства бортовой электроники, оплавить изоляцию проводов и т.п.
Если все в порядке, надо проверить состояние клемм втягивающего реле и стартерного электродвигателя. Они должны быть в идеальном порядке, так как токи в этих цепях достигают сотен ампер. Если они окислены или покрыты налетом, их надо очистить точно так же, как и клеммы аккумулятора.
Если проблема кроется не здесь, надо замерить напряжение на клеммах батареи. Если оно меньше 12,6 вольт, значит, были пропущены какие-то операции из раздела подготовки аккумулятора к установке (зарядка, контроль электролита, зарядка, проведение КТЦ). Надо снова снять батарею и вернуться к сервисным процедурам, по итогам которых принимается решение о пригодности батареи к дальнейшей эксплуатации.
Ну и не стоит пренебрегать проверкой тривиальной ситуации – автомобиль не заправлен топливом. Это встречается не так редко, как кажется.
А в остальном в установке и подключении батареи нет ничего сложного. Изложенный материал поможет выполнить процесс легко и без проблем.