Срок службы автомобильного аккумулятора ограничен. Вместе с тем батарея является довольно дорогостоящим изделием, поэтому понятно желание каждого автовладельца продлить период эксплуатации источника питания.
Что дает внутренняя очистка аккумулятора и когда ее выполнять
В процессе эксплуатации аккумулятора на пластинах осаждается сульфат свинца. Это нормальное явление с точки зрения протекания электрохимических реакций – при разряде образуется сульфат и вода, при заряде — свинец, его диоксид и серная кислота. Если бы реакции шли симметрично, то сульфат свинца полностью бы растворялся. Но на практике так не происходит, часть PbSO4 в реакции не участвует и осаждается на пластинах аккумулятора. Полезная площадь электрода сокращается, уменьшается емкость батареи и токоотдача. Если эти эффекты стали заметны и мешают нормально эксплуатировать АКБ, аккумулятор можно попытаться десульфатировать. Один из вариантов – промывка раствором соды.
Сульфат свинца практически не растворяется в воде, но реагирует с гидрокарбонатом натрия – поваренной содой, которую можно приобрести в продуктовых магазинах.
Промывка и восстановление с помощью соды
Для реанимации батареи надо приготовить раствор соды. Для этого надо взять 500 грамм бикарбоната кальция на 5 литров воды, высыпать порошок в жидкость и тщательно перемешать до полного исчезновения остатка. Эту процедуру надо провести заранее – чтобы раствор был наготове и пластины батареи ни при каких обстоятельствах не остались сухими. С готовым реактивом при длительном хранении ничего не случится, поэтому разводить его можно хоть за несколько суток или даже недель.
Далее надо слить электролит из каждого элемента. Удалить жидкость надо полностью, а вот переворачивать пробками вниз аккумулятор крайне нежелательно – это может вызвать сдвиг пластин и их короткое замыкание.
Максимум можно аккуратно положить батарею набок. Но полностью слить раствор кислоты так не получится, поэтому надо воспользоваться шприцем с длинной трубочкой. Другой вариант:
- просверлить донышко каждой банки;
- слить остатки жидкости;
- запаять отверстия.
Сверлить надо с предосторожностями, чтобы сверло на выходе не повредило пластины. Запаять можно с помощью паяльника, в качестве наполнителя можно использовать декоративные или неиспользуемые пластиковые элементы корпуса АКБ (например, крышки от клемм). Далее очень полезно промыть каждую банку дистиллированной водой от остатков кислоты. Так уменьшится газообразование во время основной процедуры.
После подготовки надо залить в каждую банку раствор соды доверху. Реакция будет, на первый взгляд, бурной. Сода имеет слабую щелочную реакцию и реагирует с серной кислотой с образованием воды. Окончание газовыделения не означает завершения реакции по десульфатированию, поэтому по завершению «кипения» раствора надо подождать еще полчаса, после чего слить содовый раствор.
В результате процедуры в банках останется часть содового раствора (в порах активной массы и т.п.), поэтому после заливки электролита произойдет реакция нейтрализации, в результате которой плотность электролита снизится. После проведения химической десульфатации пластины надо тщательно промыть. Сделать это можно с помощью дистиллированной воды. Надо залить жидкость в каждый элемент доверху, дать постоять, потом слить. Процедуру повторяют 2-3 раза. После заливки электролита через час надо проконтролировать его плотность в каждой банке. При необходимости этот параметр можно скорректировать.
По окончании процесса можно залить обратно старый электролит, но есть смысл его заодно заменить. Новый жидкий реагент можно купить готовым, а можно приготовить самостоятельно, разведя серную кислоту до необходимой плотности. Потом аккумулятор надо попытаться зарядить и оценить успешность операции по его реанимации.
Промывка Трилоном с нашатырным спиртом
Промывка «уставшего» аккумулятора содой является народным средством, и эффективность этого способа невелика. Бикарбонат натрия дешев, легкодоступен, но он не является химически активным веществом, поэтому его очищающая способность невелика. К тому же оценить степень удаления сульфата свинца сложно – заглянуть глубоко внутрь банки для осмотра каждой пластины не получится.
Гораздо эффективнее промывка препаратом, основу которого составляет вещество со сложным химическим названием, продающимся под торговой маркой «Трилон Б». Потребуется также аптечный нашатырный спирт (10% раствор аммиака) и дистиллированная вода. Пропорции для составления трех литров раствора:
- Порошок Трилона – 60 грамм.
- Нашатырный спирт – 1,5 л.
- Вода – 1,1 л.
Если удастся найти 25% раствор аммиака, то на 3 литра готовой смеси и 60 грамм Трилона потребуется:
- 660 мл раствора аммиака;
- 2350 мл воды.
Подготовку (слив электролита, промывку) надо производить способами, указанными выше. Трилон Б практически не реагирует с разбавленной серной кислотой, но растворяет сульфат (точнее, переводит его в растворимую форму). После заливки препарата в каждую банку начнется химическая реакция с выделением тепла, раствор нагреется и даже может закипеть. Горячие брызги могут вызвать ожоги, поэтому надо заранее принять меры предосторожности. Кроме этого, аммиак имеет достаточно резкий запах, поэтому в домашних условиях лучше такие эксперименты не производить – больше подойдет хорошо проветриваемый гараж или производственное помещение. По окончании реакции отработанный раствор надо слить, промыть внутренности каждого элемента дистиллированной водой и залить электролит. После зарядки и проверки плотности жидкого реагента можно понять, удалось ли реанимировать аккумулятор.
Статья в тему: Как восстановить старый аккумулятор автомобиля
Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.
Промыть аккумулятор автомобиля с помощью химических реагентов не так сложно. Главное – соблюдать меры предосторожности. А еще важно осознавать, что ни один способ оживления батареи, включая промывку, не дает стопроцентной гарантии успеха. Даже если реанимировать АКБ удалось, надо планировать в бюджете расходы на скорое приобретение нового аккумулятора.
у каждого свои проблемы и в жизни и с акомом о которых идет тут обсуждение..я сам из новосиба зимы не крымские мне 61 год имею тягач на нем 2.акома190 в августе накрыл инсульт прямо за рулем вожу машину с 84 еода полежал с месяц в больнице что могли сделали выписался с проблемами ног т.е.не мог ходить..акомы на зиму не снял..некого было попросить..через где то 4 месяца многочасовых занятий и посещений китайца упертости стало отпускать начал ходить без костылей и палок ..в марте с товаришем снял акомы им 4 года конечно мертвые ..покупать новые по 17 сейчас не вариант ..брать б.у .у акомобизнесменов которые сливают электорлит моют и продают тоже подумал не очень почему самому не попробовать ??погонял оба по 2 дня замыкания нет го и плотности тоже ..поспрашивал у водил сказали можно попробовать промыть содой ..я сделал просто по мужицки ..просто слил злектролит у машины ..ничего не разряжал ..промыл раза 3 водой вымыв электролит и занес с другом прямо домой ..обмыл в ванной и еще пару раз кипятком из чайника потом на каждый аком почку соды на 2 раза промыл ..еще кипятком раза 5 пока вода не стала чистой перевернул слил остатки вынес на лоджию налил электролит и поставил на небольшой ток на заряду посматривал чтоб не закипел и небыло коротыша через сутки стрелка начала реагировать ..еще через сутки принял зарядку и второй так же ..отез прежде чем ставить в мастерскую попросил без обяснения манипуляций проверить ..сказали напряжение держат и в тепле лето точно проходят ..28 литров масла надо тоже провернуть …так что считаю что сколько людей столько и мнений но тут и бизнесмены продавцы акомов тоже много пишут со своим интересом ..и в заключении скажу если аком не замкнут и ариантов или попробовать промыть или купить пробуйте промыть по затратам ну у меня 7 банок воды на 2 и 2 пачки соды ..можно рискнуть ..поставил на машину при плюс 4 компрессия хорошая зацепил ударом …всем добра удачи и здоровья