Зарядное устройство для аккумулятора – устройство абсолютно необходимое в гараже автовладельца. Чтобы правильно его выбрать, надо знать классификацию ЗУ и на что влияет каждый параметр или сервисная функция.
- Виды зарядных устройств для автомобильного аккумулятора
- Импульсные
- Трансформаторные
- Классификация
- Обычные ЗУ
- Пуско-зарядные устройства
- Как выбрать ЗУ
- Тип АКБ
- Напряжение
- Ёмкость
- Функция контроля за уровнем заряда
- Опция десульфации
- Зимний режим
- Для случаев быстрой подзарядки
- Опция запоминания настроек
- Индикация
- Функция защиты
- При сильно разряженной АКБ
Виды зарядных устройств для автомобильного аккумулятора
По схемотехнике зарядники делятся на два больших класса. Рядовому пользователю (да и самому аккумулятору) в целом безразлично, как построено ЗУ. Но для общего развития эти знания полезны.
Импульсные
Главным преимуществом таких устройств этого типа являются меньшие габариты и вес зарядного устройства, что при больших мощностях существенно. К тому же для такого ЗУ проще организовать работу под управлением микропроцессора. Значит, и сервисных функций у импульсного зарядника в целом может быть больше, а также присутствуют возможности по реализации специальных алгоритмов пополнения запаса энергии (режим десульфатации, зарядка глубоко разряженных АКБ и т.п.). Минус – сложность схемы, меньшая надежность и ремонтопригодность.
Трансформаторные
У ЗУ, построенных по классическому принципу, все наоборот – присутствуют высокая надежность, их легко ремонтировать. Плата за это – увеличенные массогабаритные характеристики и меньшие возможности в реализации сервисных функций.
Классификация
В первую очередь надо определить, для чего приобретается зарядник. Кроме подзаряда АКБ некоторые устройства могут еще и запускать двигатели.
Обычные ЗУ
Обычные зарядные устройства предназначены для пополнения запаса энергии аккумуляторной батареи. Они достаточно компактные и легкие, рассчитаны на ток в пределах 10 А (иногда больше). Но помочь старту мотора они не могут.
Пуско-зарядные устройства
Другой тип ЗУ – пуско-зарядные устройства. Они позволяют не только зарядить аккумулятор, но и запустить двигатель автомобиля, если штатная батарея разряжена. Для этого они выдают ток в несколько сотен ампер.
При всем желании иметь в своем гараже универсальный агрегат, надо помнить, что пускозарядник имеет гораздо большие габариты и вес (для него потребуется больше места в гараже). А главное – такое ПЗУ стоит намного дороже.
Как выбрать ЗУ
Обычно зарядник выбирают исходя из бюджета. Но даже в одной ценовой категории продаются ЗУ с разными характеристиками. Чтобы рационально потратить финансовые средства, устройства надо подойти к выбору автомобильного зарядного со знанием дела.
Тип АКБ
Автомобильные аккумуляторы, независимо от технологии, по которой они произведены (EFB, AGM) относятся к кислотно-свинцовому типу. И режимы зарядки для них одинаковы. ЗУ попроще заряжают батареи в режиме стабильного напряжения, более «умные» зарядники производят этот процесс поэтапно – сначала постоянным током потом постоянным напряжением. Некоторые устройства предусматривают и режим постоянного тока, а самые простые имеют только ручную регулировку. В большинстве случаев вопрос только в комфортности применения.
Но если предполагается зарядка современных необслуживаемых аккумуляторов, то надо понимать, что для них губителен переход в режим электролиза, когда вода разлагается на водород и кислород. «Кипение» возникает в конце зарядки при избытке напряжения, который характерен для режима поддержания постоянного тока. Поэтому зарядное устройство, в котором невозможно пополнение запаса энергии каким-либо другим способом, для необслуживаемых АКБ неприемлем. Нужен будет зарядник с постоянным напряжением (надо проверить, чтобы оно не превышало 14,5 вольт), также подойдет простенькое зарядное с ручной регулировкой параметров.
Рекомендуем: Типы автомобильных аккумуляторов и их обозначение
Напряжение
Большинство автомобильных аккумуляторов имеют рабочее напряжение 12 вольт. На этот уровень должна быть рассчитана и зарядка. Но надо иметь в виду, что бывают АКБ и на другое напряжение:
- 6 вольт (применяются в мотоциклетной технике);
- 24 вольта – используются в некоторых грузовых автомобилях и автобусах.
Если ошибиться и купить ЗУ с неподходящим выходным уровнем, использовать зарядник будет невозможно.
Ёмкость
Глобально заряднику все равно, какой емкости будет заряжаемая батарея. Но надо учитывать, что при зарядке глубоко разряженных аккумуляторов в режиме стабильного напряжения от этого параметра будет зависеть потребный ток.
Некоторые ЗУ при заряде АКБ, требующих повышенного тока, переходят в импульсный режим и заряжают батарею до тех пор, пока ток не вернется к нормальному для данного устройства уровню. Это позволяет удешевить зарядник, но время пополнения запаса энергии при такой процедуре увеличивается.
Функция контроля за уровнем заряда
Очень нужная опция. Помогает гарантированно избежать перезаряда. В простейшем случае прекращает процесс при достижении минимально установленного тока зарядки. Продвинутые устройства (с микроконтроллерным управлением) выдерживает батарею в режиме минимального тока еще некоторое время. Считается, что такая зарядка позволяет наиболее полно использовать емкость АКБ.
Читайте: Как отремонтировать автомобильное зарядное устройство
Опция десульфации
Некоторые зарядники имеют функцию десульфатации – удаления кристаллов сульфата свинца, накопившихся на пластинах. Такая процедура позволяет несколько восстановить емкость «уставшей» батареи. Эта опция может быть в двух вариантах:
- полноценный контрольно-тренировочный цикл;
- чередование небольших по длительности периодов подзарядки и разряда.
Опция первого типа позволяет заодно определить фактическую емкость аккумулятора. Для проведения второй процедуры у простых недорогих зарядников может потребоваться внешняя нагрузка (лампочка и т.п.).
Зимний режим
Зимний режим активируется, когда температура окружающего воздуха снижается до +5 градусов или ниже. Напряжение при этом повышается. Считается, что таким способом оптимизируются условия зарядки. Возможно, и полезная опция, но явно не первой необходимости.
Для случаев быстрой подзарядки
В некоторых ситуациях надо срочно пополнить уровень энергии в аккумуляторе, а ждать несколько часов нет возможности. В этом случае поможет функция быстрой зарядки – процесс происходит при повышенном токе. То же самое можно реализовать и в простых ЗУ с ручным управлением – просто выставить ток побольше.
Надо иметь в виду, что это укорачивает жизнь аккумулятора, а если ток будет слишком высоким, то батарея выйдет из строя прямо во время зарядки. Поэтому пользоваться данной опцией можно лишь в крайних случаях.
Опция запоминания настроек
У простых зарядных устройств регулируемых параметров немного, и они выставляются потенциометрами. У «умных» зарядников таких настроек куда больше, и, если они сбрасываются после выключения питания, заново набирать их перед каждой зарядкой утомительно. Если ЗУ приобретается для личного пользования, то лучше подобрать такое зарядное устройство, у которого заданные параметры сохраняются. Если для автопарка, то эта функция менее значима, так как работать придется с разными типами батарей.
Индикация
Зарядное устройство должно иметь индикацию, как минимум, тока, которым заряжается аккумулятор. Это основной параметр процесса, который дает главную информацию. Если есть еще и прибор, показывающий уровень напряжения – еще лучше. Так удобнее. Во многих современных компактных ЗУ есть только индикация режима, отображаемая с помощью светодиодов. Это позволяет уменьшить размеры и массу зарядника, но с помощью такого ЗУ нельзя проанализировать нештатные ситуации или примерно оценить состояние АКБ.
Функция защиты
Зарядное устройство должно защищать себя и аккумулятор. В основном это защиты от сверхтока, переполюсовки, перезаряда и т.п. Подход простой – защит не бывает много. При прочих равных условиях лучше подобрать ЗУ с большим количеством защит.
Рекомендуем к просмотру.
При сильно разряженной АКБ
Если батарея глубоко разрядилась, ее лучше довести до минимального порога в 10,5 вольт небольшим током (0,01..0,05 от номинальной емкости), а дальше заряжать в обычном порядке. Это можно сделать в ручном режиме (если есть такой зарядник). Продвинутые модели реализуют такую зарядку автоматически.
Выбор ЗУ для автомобильного аккумулятора несложен. Надо лишь понять, с какой целью приобретается устройство и что от него потребуется.