Срок службы автомобильного аккумулятора не бесконечен. Рано или поздно придется покупать новую батарею. К выбору аккумулятора для автомобиля надо подойти ответственно, тогда покупка будет удачной, а АКБ прослужит долго и надежно.
Признаки что АКБ нужно менять
В крупных организациях, занимающихся эксплуатацией автотранспорта, используются критерии окончания ресурса стартерных аккумуляторных батарей. Эти критерии выработаны как компромисс между техническими и экономическими показателями, и служат для достижения максимальной коммерческой выгоды с соблюдением интересов производства. Обычно они завязаны на сроке службы батареи или ее остаточной емкости. Оба параметра зависят от условий эксплуатации и представляют собой усредненные величины.
Для индивидуального автовладельца критерий один. Как только появляются признаки проблем с надежным пуском двигателя, надо задуматься о замене АКБ. И приобрести новую батарею лучше заблаговременно, чтобы не войти в зимний период эксплуатации с ненадежным источником энергии.
Виды и технология изготовления
Не так давно аккумуляторы выпускали по единой технологии. Свинцовые пластины электродов легировали сурьмой для придания им механической прочности (свинец сам по себе довольно мягок, а обойтись без него, как без главного реагента, невозможно).
В настоящее время свинцовые электроды легируются кальцием – положительные пластины или и положительные, и отрицательные. В зависимости от этого технология называется Ca или Ca/Ca (Ca+). Такое техническое решение позволило увеличить прочность пластин, а это дало возможность сделать их более тонкими. При сохранении электрических параметров это дает выигрыш в массогабаритных показателях. Другая положительная черта кальциевой технологии – сниженная склонность кальциевых аккумуляторов к газообразованию («кипению») при зарядке. Это позволяет выпускать кальциевые батареи в необслуживаемом исполнении.
Кальций присутствует в аккумуляторе лишь в виде легирующей присадки в количестве, не превышающем несколько процентов. В химических реакциях он не участвует. Все процессы, протекающие в свинцово-кислотных элементах, одинаковы вне зависимости от технологии изготовления.
В ассортименте многих производителей имеются аккумуляторы AGM (Absorbent Glass Mat, один из вариантов перевода — абсорбирующие маты из стекловолокна). Пластины разделены пористыми сепараторами (матами) и стянуты в пакеты. Маты пропитаны электролитом, поэтому свободной жидкости в таких аккумуляторах нет. Наличие сепаратора позволяет расположить пластины ближе друг к другу, не боясь короткого замыкания. Это позволяет уменьшить габариты или, наоборот, в тех же размерах увеличить емкость батареи. Плотно собранный пакет уменьшает вероятность осыпания активной массы и повышает вибростойкость батареи и стойкость к динамическим воздействиям (ударам).
Читайте также: Типы автомобильных аккумуляторов и их обозначение
Другое распространенное исполнение свинцово-кислотных аккумуляторов – EFB (Enhanced Flooded Battery, что с достаточной степенью достоверности можно перевести, как улучшенная батарея с жидким электролитом). Каждая пластина такой батареи помещена в индивидуальный защитный пакет. Эта мера также предохраняет пластины от КЗ, снижает вероятность осыпания активной массы и несколько повышает прочность. Аккумуляторы AGM в целом лучше, чем EFB, но вторые дешевле. Поэтому если бюджет ограничен, есть смысл выбрать EFB – эти батареи в любом случае надежнее обычных.
Еще один вид аккумуляторов, появившийся относительно недавно – гелевые (их часто путают с AGM). У них электролит загущен до гелеобразного состояния путем добавления различных присадок.
Гелевые аккумуляторы имеют массу достоинств, но в качестве стартерных батарей для автомобилей их не применяют из-за уменьшенного пускового тока.
Ключевые технические характеристики
Выбор аккумуляторной батареи в первую очередь выполняется по ее техническим характеристикам. Перед тем, как пойти в магазин, надо заранее определить минимальные и оптимальные параметры будущей покупки (максимальные зависят от бюджета).
Ёмкость
Один из главных технических параметров аккумулятора – его емкость. Ее пишут на шильдиках аккумуляторов большими буквами. Она измеряется в ампер-часах (амперах, умноженных на часы), и показывает, в течение какого времени батарея будет отдавать заданный ток. Чем больше емкость аккумулятора, тем больше энергии может запасти АКБ.
Например, если производитель заявляет, что аккумулятор имеет емкость 70 А*ч, это означает, что при разряде током 3,5 А АКБ разрядится с уровня 100% до 0% за 20 часов.
Емкость батареи неуклонно падает в течение периода эксплуатации. Когда ее значение становится неприемлемым, и аккумулятор не обеспечивает надежную работу бортсети автомобиля, АКБ подлежит утилизации и замене.
Пусковой ток
Другой важной характеристики АКБ служит пусковой ток (ток холодной прокрутки). Чем он выше, тем большую мощность может отдать батарея при прокрутке стартера, тем больший вращающий момент стартер может создать при сохранении определенного уровня напряжения на клеммах батареи. Это важно при пуске в холодное время года, когда масло густое и требуется большее усилие для прокрутки вала двигателя. Больший пусковой ток потребуется и при запуске мотора с большим объемом цилиндров.
Для оценки пускового тока применяются различные подходы, прописанные в различных стандартах. Изготовитель рядом с заявленной цифрой указывает стандарт, по которому производились измерения. Многие производители указывают ток холодной прокрутки сразу по нескольким стандартам.
Полярность
Полярностью аккумулятора в быту называют расположение положительной и отрицательной клемм относительно на корпусе батареи. Оно зависит от конструкции автомобиля. У батарей для легковых машин различают два основных расположения клемм:
- прямая — применяется на автомобилях отечественного, азиатского и североамериканского производства;
- обратная – для автомобилей европейского производства.
За прямую полярность принято расположение выводов (если аккумулятор расположен клеммами «к себе»), когда плюсовой терминал находится слева, а минусовой – справа. Обратной полярностью считается противоположное расположение – плюсовая клемма справа, а минусовая слева.
Этот параметр не влияет на потребительские качества АКБ, но подключить аккумулятор к бортсети машины при несовпадении полярности затруднительно.
Также существуют батареи с универсальным расположением выводов. Их можно поставить на любой легковой автомобиль.
Более мощные батареи (110 А*ч и выше), применяемые, большей частью, на грузовиках и автобусах, имеют другое расположение клемм для прямой, обратной и универсальной полярностей.
Тип клемм
Еще один признак, не влияющий на потребительские свойства, но на который надо обратить внимание при покупке батареи – это тип клемм. У большинства АКБ, предназначенных как для легковых, так и для грузовых автомобилей, клеммы изготовлены в виде конуса под зажимной контакт. Существует два основных типоразмера терминалов:
- А – для европейских автомобилей;
- B – для азиатских, отечественных, североамериканских.
Отличаются они диаметрами конусов, что вполне различимо на глаз. По этому признаку уже можно различать полярность батарей. Помимо этого, диаметр плюсовой клеммы заметно больше, чем минусовой. Это тоже позволяет определить расположение контактов АКБ.
Некоторые батареи оснащаются контактами под винтовое соединение. В большинстве случаев они не имеют различия по полярности, поэтому отличить плюс от минуса можно по другим признакам (по маркировке на корпусе, с помощью мультиметра и т.п.)
Типоразмеры
Физику и химию не обмануть, и массогабаритные показатели батареи определяются ее емкостью. Современные технологии могут лишь слегка подкорректировать эту зависимость (так, AGM позволяет упаковать пластины чуть плотнее). Емкость же определяется объемами реагентов, участвующих в электрохимических процессах.
Но один и тот же объем, как произведение ширины, длины и высоты, можно получить различными способами. Например, увеличив ширину, можно сэкономить на длине. А корпус с большей высотой позволяет уменьшить и длину, и ширину. На потребительских качествах это практически не сказывается, но батарея с другими габаритами может не уместиться на штатном месте под капотом автомобиля, или может не подойти крепление.
Единого стандарта производители не выработали, но определенная зависимость форм-фактора от емкости все же есть. Так, для азиатских (североамериканских, отечественных) батарей размеры корпусов лежат в пределах:
- емкость 35..70 А*ч – длина 187 .. 261 мм, ширина 127.. 175 мм, высота 190.. 227 мм;
- емкость 90..120 А*ч – длина 306 мм, ширина 173 мм, высота 190.. 225 мм;
Для европейских моделей размеры следующие:
- емкость 40..70 А*ч – длина 175..242 мм, ширина 175 мм, высота 175 или 190 мм;
- емкость 70..225 А*ч – длина 278..518 мм, ширина 175..240 мм, высота 175.. 242 мм.
Очевидно, что количество вариантов достаточно велико. Чтобы не ошибиться при покупке, лучше заранее измерить штатное место аккумулятора. Другой вариант – взять с собой старую батарею в магазин.
Более подробно описано в отдельной статье: Размеры автомобильных аккумуляторов
Дата выпуска
Свинцово-кислотные аккумуляторы, в отличие от литий-ионых, явной деградации при хранении не подвержены. Тем не менее, чем дольше хранится АКБ, тем больше вероятность ухода в глубокий разряд из-за саморазряда, тем больше риск хранения в неподобающих условиях (в неотапливаемом складе при наступлении холодов) и т.п. Поэтому есть смысл перед покупкой посмотреть и на дату производства батареи. Проблема в том, что эти сведения часто наносятся на корпус в неявном виде – в виде кода, расшифровка которого требует поиска информации.
Аккумулятор производства АО «Аккумуляторные технологии» маркируется двумя цифрами – месяц и год выпуска. У других производителей код может не содержать даты производства в удобном для восприятия виде. Для расшифровки подобного кода понадобиться искать сведения в паспорте или на интернет-ресурсе фирмы.
Разрядные параметры
Оптимальные токи заряда и разряда зависят от технологии производства батарей. Все автомобильные аккумуляторы являются свинцово-кислотными, поэтому химические реакции в них идут одинаковые. Поэтому у любой стартерной батареи наилучшие токи вычисляются от емкости. Считается, что заряжать свинцово-кислотную АКБ лучше током 0,1С (10% от фактической емкости), а разряжать – в пределах 0,2..0,3С. Так, аккумулятор емкостью 60 А*ч лучше заряжать током 6 ампер, а разряжать – любым, не превышающим 18 ампер.
Стоит ли отдавать предпочтение именитым брендам
Существует мнение, что аккумуляторы известных фирм стоят дороже, потому что в их цену заложена стоимость бренда (затраты на рекламу и т.п.). Считается, что можно приобрести качественные изделия менее раскрученных марок. Отчасти это так. Но более высокую цену известных фирм определяют не только рекламные расходы, но и затраты на передовые разработки, качественные материалы и улучшенные технологии производства. Поэтому такая продукция все же предпочтительна в плане надежности, сроков эксплуатации, гарантий изготовителя и т.п.
Другое дело – соотношение цены и качества. У менее раскрученных, но дорожащих своей репутацией фирм (особенно, отечественных), это соотношение может быть выше, чем у мировых грандов. Во многих случаях экономически оправдано, например за 10 лет сменить три аккумулятора по более низкой цене, чем два по премиальной. Здесь решение может принять только владелец автомобиля.
На что обратить внимание при покупке
В итоге вырисовывается следующий алгоритм выбора батареи:
- определяются минимальные и оптимальные технические требования;
- выбирается полярность, размер клемм, форм-фактор батареи.
После этого оценивается бюджет покупки и принимается решение, купить АКБ премиального ценового сектора или приобрести изделие более скромной фирмы. И во время посещения магазина останется только осмотреть аккумулятор на предмет отсутствия трещин, других повреждений корпуса, окисленных клемм.
Еще надо попросить продавца измерить напряжение на терминалах АКБ мультиметром (еще лучше – с помощью нагрузочной вилки). В идеале на холостом ходу оно должно быть равно 12,6 вольт, но никак не меньше 10,5 (если ниже, то батарея в глубоком разряде, за исключением АКБ, продающихся в «сухозаряженном» состоянии).
Подобрать наилучший вариант АКБ в пределах запланированной суммы несложно. Если подойти к покупке осознанно, со знанием дела и представлением, какой аккумулятор нужен, приобретенная батарея надежно прослужит в течение длительного времени.
Также рекомендуем видео