Основные причины неисправности аккумуляторных батарей

АКБ – важный элемент системы электроснабжения автомобиля. От ее исправности зависит не только надежность работы машины, но, порой, безопасность движения. Поэтому важно уметь вовремя распознавать неисправности аккумуляторных батарей и принимать меры по их устранению.

Основные неисправности и способы их устранения

Проблемы с батареей могут быть различными, и все предусмотреть невозможно. Но многолетний коллективный опыт водителей выработал основные признаки повреждения АКБ и способы их устранения.

№1 Уменьшение заряда аккумулятора

Неполный заряд аккумулятора не считают неисправностью, скорее, это относится к неправильному режиму эксплуатации. Тем не менее, если расход энергии регулярно будет больше его пополнения, это приведет к глубокому разряду батареи и ее выходу из строя. Надо периодически замерять напряжение на клеммах АКБ и, если оно ниже 12,6 вольт, подзаряжать аккумулятор от внешнего ЗУ.

Основные причины неисправности аккумуляторных батарей
Измерение напряжения батареи.

№2 Клеммы

Клеммы аккумулятора должны быть в идеальном состоянии. Если они покрываются слоем оксидов и гидроксидов, их надо очистить, потому что высокое переходное сопротивление ведет к ограничению пускового тока, повышенному падению напряжения в месте контакта и увеличенному нагреву.

Основные причины неисправности аккумуляторных батарей
Клемма, покрытая слоем окислов.

Очищать контакт лучше механическим способом. Сделать это можно:

  1. Острым инструментом (так удаляют рыхлый слой налета).
  2. Твердый остаток удаляют наждачной бумагой.
  3. Другой способ – с помощью металлической щетки.
  4. Еще лучше, если имеется ершик специальной формы.

Хуже, если клемма частично или полностью обломилась. В этом случае ее придется напаивать. Для этого понадобятся:

  • припой с высоким содержанием свинца (ПОС-30 и т.п.);
  • мощный паяльник или горелка;
  • оправка по форме клеммы (можно сделать самостоятельно из жести).

После наплавления полученный контакт надо обточить напильником до размеров стандартной клеммы.

Основные причины неисправности аккумуляторных батарей
Поврежденная клемма аккумулятора.

№3 Неправильное подключение

Неправильно подключить аккумулятор можно по невнимательности, если выбрать батарею с неподходящим расположением клемм («полярностью») и не обратить внимание на реальную полюсность. Неверное подключение может вызвать (по мере возрастания проблем):

  • невозможность работы электронных блоков;
  • неправильное направление движения (вращения) исполнительных механизмов (стеклоочистителей и т.п.);
  • неработоспособность системы запуска;
  • повышенные токи в силовых цепях, ведущие к перегоранию предохранителей;
  • выход из строя бортовой электроники;
  • в незащищенных цепях – перегрев проводников и оплавление изоляции.

Первый признак, при котором надо обратить внимание на полярность – повышенное искрение при попытке подключения. Если же аккумулятор удастся подключить неправильно и каким-то образом завести машину (такая вероятность существует на старых моделях, где в пуске не участвует электроника), то на аккумулятор будет подано встречное напряжение с генератора, что вызовет сверхток и возможную гибель батареи. Генератор, скорее всего, останется работоспособным – на его выходе стоит диодный мост, который защитит обмотки от напряжения обратной полярности.

Рекомендуем ознакомиться: Чем отличаются прямая полярность и обратная

№4 Повреждение корпуса

Корпус аккумулятора может быть поврежден в результате физического воздействия – удара или падения. Через образовавшееся отверстие может вытечь электролит. В результате понижения уровня жидкости может пересохнуть и отвалиться активная обмазка, а вследствие нехватки реагента снизиться емкость батареи. Выявленные отверстия в корпусе АКБ надо немедленно запаять. Для этого понадобится паяльник (желательно, мощностью 40+ ватт, в зависимости от размера отверстия) и кусочек пластика в качестве припоя. Подойдет обрезок неиспользуемого или декоративного элемента корпуса.

Основные причины неисправности аккумуляторных батарей
Трещина в корпусе АКБ.

После запайки пролома обязательно надо проверить уровень электролита и при необходимости долить его.


Но это не единственное последствие пролома корпуса. Гораздо хуже то, что пластины при этом обычно деформируются, и это может стать причиной короткого замыкания – если не сразу, то впоследствии.

№5 Короткое замыкание

Замыкание между пластинами считается серьезным дефектом АКБ. Оно происходит не только при деформации электродов, но также может быть вызвано застреванием между положительной и отрицательной пластинами кусочками осыпавшейся активной массы. Замкнутая банка исключается из последовательной цепи элементов, это вызывает снижение напряжения на клеммах АКБ на 2,1 вольта — до 10,5 вольт при полной зарядке (или кратно 2,1 вольта при нескольких замкнувшихся банках).

Основные причины неисправности аккумуляторных батарей
Замкнувшийся элемент не создает вклад в общее напряжение АКБ.

При нормальном зарядном напряжении на каждый элемент приходится большее количество вольт, это вызывает более ранний электролиз и выделение газов («кипение»). Характерно, что замкнувшая банка при этом не «кипит», так как реакции в ней не происходят. Это признак неисправного элемента, по которому его легко вычислить. Также симптомом КЗ является коричневый цвет электролита. Обычно аккумулятор с такой проблемой не ремонтируют, а заменяют. Особенно это касается АКБ с наличием сепаратора между пластинами (AGM, EFB) – КЗ означает повреждение разделителя и неремонтопригодность батареи.

№6 Сульфатизация

Во время разрядки аккумулятора в результате электрохимических реакций внутри каждого элемента образуется сульфат свинца. Он оседает на пластинах в виде налета кристаллов белесого цвета. При зарядке сульфат вступает в обратную реакцию и разлагается с образованием серной кислоты, свинца и оксида свинца. В идеале PbSO4 полностью расходуется. На практике реакции строго симметрично не идут, чаще всего происходит хронический недозаряд. В итоге сульфат свинца постепенно скапливается на пластинах. Так как в воде он не растворяется (и очень плохо растворяется в кислоте), его кристаллы забивают поры активной массы и уменьшают полезную площадь электродов. Это ведет к снижению фактической емкости батареи.

Основные причины неисправности аккумуляторных батарей
Определить наличие сульфатов можно визуально.

Можно попробовать удалить налет и восстановить параметры АКБ различными способами:

Методы восстановления перечислены в порядке повышения эффективности, начиная с самого щадящего. Надо понимать, что восстановить АКБ получится далеко не всегда. При первых признаках значительной потери емкости (батарея быстро заряжается, но не менее быстро отдает энергию) надо задуматься о покупке нового аккумулятора.

Читайте также
Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле

 

Вопрос — ответ

Как тестером проверить заряд АКБ

Уровень заряда АКБ однозначно определяется напряжением на его клеммах. Полностью заряженная батарея имеет на выходе 12,6 вольт.

АКБ может зарядиться до 13,6 вольт, но это считается излишком. Повышенный запас очень быстро израсходуется (в течение нескольких минут под небольшой нагрузкой или в течение одной прокрутки стартера), и батарея выйдет на стабильный уровень в 12,6 вольт.


Основные причины неисправности аккумуляторных батарей
На разрядных кривых виден начальный участок разряда с 13,6 до 12,6 вольт.

На холостом ходу можно замерить напряжение на клеммах мультиметром в режиме вольтметра и определить уровень заряда по таблице.

Напряжение, В12,6 или выше12,3-12,612,1-12,311,8-12,111,8 и ниже
Уровень заряда, %1007550250

Какой срок годности у автомобильных аккумуляторов

Срок службы автомобильного аккумулятора составляет 3-5 лет. Емкость в течение всего срока службы постепенно снижается, и к завершению данного периода уменьшается до неприемлемых значений. Но это верно лишь для батареи, которая правильно эксплуатируется:

  • контролируется уровень электролита;
  • периодически проверяется его плотность и, при необходимости, корректируется;
  • контролируется уровень заряда батареи и не допускается глубокий разряд.

При невыполнении этих сервисных операций «убить» батарею можно очень быстро. Так, при излишне пониженной плотности электролита первый же серьезный мороз приведет к гибели АКБ.

Становой Алексей

Инженер-электроник. Работаю в мастерской по ремонту бытовых приборов. Увлекаюсь схемотехникой.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Запитка
Добавить комментарий

Adblock
detector